|
В 1532 году на карте Бразилии у побережья Атлантики появляется первый город - Сан-Висенте, практически поглощённый сегодня огромным соседом - городом Сантосом. В 1549 г. возникает Сан-Салвадор де Баия (сейчас просто Салвадор), ставший столицей страны.
И только в 1567 был основан Рио-де-Жанейро, красота которого на нашей родине была впервые адекватно оценена О.Бендером.
Город быстро рос и развивался. Исключительное великолепие природного пейзажа и географическое положение приводят к тому, что через 200 лет город становится столицей страны до конца 1950-х, когда президент Кубичек решает построить новую столицу - Бразилиа - в самой глубинке.
В 1808 г., когда Наполеон развивает кампанию против Португалии, её королевский двор принимает решение - переехать в Рио, чтобы, во-первых, смыться от опасности подальше, а, во-вторых, форсировать развитие новых территорий.
Король Дон Жоао VI пробыл там аж до 1821 года и затем вернулся в Лиссабон. Сынок же его с отъездом задержался, а на следующий год провозгласил независимость от
Португалии, став первым бразильским королём - Доном Педро I (т.е. бразильским Петром Первым).
Темпераментный, пылкий, имевший помимо законных детей десятки детей от местных изаур, их Петр I очень напоминает лицеиста Пушкина, выступающего на экзамене в Царскосельском лицее перед стариком Державиным.
Его законный сын Пётр II тоже удивительно похож на наших соотечественников, но уже другого типа. Похож он на степенного русского мужика с большой окладистой бородой - как на этикетке Очаковского пива разлива времён перестройки.
В Бразилии, как и у нас на Руси, в отсутствии кого-то, что-то да происходит! Уехал Дон Жоао VI на историческую родину - тут же его сынок объявляет независимость! Уехал Пётр II в Европу поразвлечься - как тут же дочка его Изабелла объявляет в 1888 г. отмену рабства! (Вот так запросто: ни тебе войн, ни конфликтов -
США отдыхают!) Папе же, вернувшемуся в Бразилию на следующий год, настоятельно посоветовали позаботиться о здоровье и отправиться подлечиться; и не в Португалию, а во Францию, что он благоразумно и сделал.
Однако, давайте и мы немного расслабимся и отдохнём от истории. Ну её!
Рецепт 1: Кайпиринья. Широкий стакан до половины заполните бразильской водкой "Кашаса". В остальной объём выдавите сок дикого зелёного лимона (лайм), остатки которого мелко нарежьте и бросьте в стакан.
Добавьте четверть чайной ложки сахара и мелко колотого льда. Если нет "Кашасы", то пойдёт и водка Долгопрудненского или Нарофоминского завода. Если нет дикого лимона, сгодится и обычный.
А если нет широкого стакана, то можно воспользоваться обычным гранёным. (Если нет ни сахара, ни лимона, ни льда, то вполне можно обойтись и без них).
Оказавшись вдруг ни с того, ни с сего в Рио-де-Жанейро, никак не можешь отделаться от чувства чего-то нереального… Будто всё это происходит не с тобой, а с кем-то другим.
Как провинциальные театральные декорации, выглядят роскошные пальмы, огромные небоскрёбы, вписавшиеся между гор, и маленькие уютные дома колониальных времён, украшенные бело-голубыми изразцами, напоминающими гжельские изделия.
На самом-то деле исконно португальская культура керамических плиток "азулежу" восходит к XIV-XV вв.
Из Португалии через Испанию азулежу проникло в Голландию, находившуюся тогда под гнётом испанской короны. И сейчас бело-голубые плитки из Голландии с новым местным сюжетом - мельницами и местной архитектурой - украшают сувенирные магазины Амстердама и квартиры наших хористов, побывавших в столице Голландии.
Оттуда, благодаря судостроительным контактам петровских времён, азулежу в XVIII веке проникли в Россию.
Обычные тротуары в Рио - тоже произведения искусства - серо-чёрная мозаика с волнистым орнаментом и рисунками. И это тоже португальское наследие: кроме Рио это есть в Лиссабоне и прежних колониальных столицах Африки - Луанде и Мапуту, а также в Китае - в Макао, который тоже был португальским.
Жители Москвы - москвичи, Одессы - одесситы, жители Осло - наверное, ословцы. Житель Рио-де-Жанейро - кариока. И хотя в корне слова присутствует "рио", название имеет другое происхождение.
На языке местных индейцев, которые жили ещё и до прихода португальцев в Нитерое, что через залив напротив Рио, "Кариока" означает "жилище белых, которые напротив".
В 1931 г. на красивой горе Корковадо ("Горбатая" по-португальски) французский скульптор Поль Ландовски воздвиг огромную тридцативосьмиметровую статую Христа с распростёртыми руками, ставшую очень быстро символом Рио.
Она одновременно и символизирует мученичество на кресте, и благословляет город и его людей, и приглашает всех этот гостеприимный город посетить.
Панорама с площадки у подножия монумента незабываема, как первая любовь. Стоят на рейде огромные океанские корабли; блестит вдали самый большой стадион мира Маракан'а на 150000 зрителей (этот современный южноамериканский Колизей),
чуть ближе - огромные небоскрёбы на авениде президента Варгаса. Длинной четырнадцатикилометровой цепочкой вытянулся Нитеройский мост, ближе к югу - пляжи Копакабаны, Ипанемы, Леблона и Тижуки, а прямо там,
куда смотрит Христос, - огромный морской валун высотой 385 м: знаменитая гора Сахарная Голова. Туда тоже можно подняться и посмотреть на Рио.
Янки здесь не в почёте. Когда здесь говорят "американец", то имеют в виду представителя какой-нибудь латиноамериканской страны. А если имеют в виду жителя США или Канады, то говорят "североамериканец".
Избегают и проникновения в португальский словечек типа дилер, менеджер, эксклюзивный дистрибьютер, промоутер и прочей словесной гадости в этом духе. Уважение к своей стране и своим порядкам очень велико.
Надел я однажды, не подумав, майку с какой-то символикой США и сразу же почувствовал холодок.
Есть в Рио и трамвай (кроме прекрасного метро и автобусов). Ему около ста лет, и за это время он совсем не менялся и не ремонтировался. Прогулка на этом трамвае - занятие не для слабонервных людей, а катание на горках в московском ЦПКиО по сравнению с путешествием на рио-де-жанейрском трамвае - просто детская забава.
Нет у трамвая ни окон, ни дверей (жарко в Рио, к чему эти излишества?). В центре города вы садитесь на конечной станции, ничего особенного не подозревая. От первого же рывка вы чуть не вываливаетесь наружу, а потом - как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Быстро набирая страшную скорость (чтобы въехать в ужасающую гору), трамвай с невыносимым грохотом вкатывается на длинный римского типа акведук.
Этот акведук высотой с пятиэтажный дом, шириной - метра полтора, амплитуда боковых колебаний - сантиметров тридцать, вниз лучше не смотреть. Далее - всё выше и выше. Выйдя на конечной остановке, радуешься, как ребёнок. Что красиво и всё обошлось.
Однако перекусим.
Рецепт 2: Фейжоада. Название блюда от слова "feijao" - фасоль. Сварите красную фасоль (или разогрейте готовую консервированную), добавьте кусочки варёного мяса (можно сосиски или колбасу, но это дурной тон), свинины, пряностей и зелени. И всё. Первоначально фейжоада считалась едой рабов и босяков. Фасоль они могли себе позволить,
а остальные ингредиенты брали прямо из мусорных контейнеров при ресторанах и пивных Рио. Теперь иные времена. Фейжоада чрезвычайно популярна во всех слоях бразильского общества.
Сейчас в Рио более пяти миллионов человек. В белых штанах не ходят. В основном, в джинсах. Румбу тоже не танцуют (и вообще никогда не танцевали). Румба - атрибут испаноязычной Латинской Америки - Куба, Мексика, Аргентина, Уругвай.
В Бразилии танцуют самбу. Это любимый танец карнавала и не только. Чтобы научиться её танцевать, нужно следовать совету Евгения Моргунова, который в "Кавказской пленнице" учил танцевать твист - надо бросить на землю два окурка и одновременно затаптывать их обеими ногами. . .
Самба - это сумасшествие. Улиц города для самбы стало мало и построили самбодром. Он совсем недалеко от стадиона Маракана. И если стадион физик может сравнить с синхрофазотроном - циклическим ускорителем частиц - то самбодром можно сравнить с линейным ускорителем длиной 700 метров.
Если взять стадион, разрезать его кольцо и развернуть в длину, то получится самбодром. Там на трибунах размещаются зрители, а перед ними парадом следуют так называемые школы самб, где к карнавалу готовятся целый год, начиная сразу после предыдущего карнавала.
Но карнавал - это февраль, а иностранцам хочется видеть его круглый год. Ну и пожалуйста - есть в Рио кабаре "Plataforma 1" с соответствующими красотками, разодетыми по карнавальным стандартам: почти что без ничего и с обилием перьев сзади.
(Непонятно, на чём же весь этот тяжёлый плюмаж крепится). Пляшут красавицы так, что дух захватывает с непривычки. Пляшут сперва сами, а потом выходят в зал и тащат за собой всех, кто под руку попадётся.
В кабаре можно заказать пиво, ватапу, и каруру.
Рецепт 3: Ватапа. Моллюски режутся или перемалываются с кусочками рыбы, варятся в масле "денде" с добавлением сока кокосов и кусочков хлеба. Блюдо подаётся с белым твёрдым рисом.
Рецепт 4: Каруру. Солёные креветки подаются вместе с острым соусом, приготовленным из красного перца и бразильского растения киабу.
Распространённое заблуждение считать, что кроме самбы в Бразилии ничего не танцуют. Танцуют! Да еще как.
В начале ХХ века, то есть в разгар каучукового бума, в Бразилии строятся три великолепных оперных театра: в Рио, Сан-Паулу и Манаусе - что в самом центре Амазонии! В этих театрах пел Карузо и танцевала Анна Павлова. Здесь и сейчас за билетами - очередь, а уровень балетной труппы не уступает (представьте себе: не уступает, как сказал Бендер) уровню лучших европейских театров.
Заглянув в музей изящных искусств в Рио, я попал на выставку картин из Прадо, а музей искусств в Сан-Паулу имеет в постоянной экспозиции полотна от Эль Греко и Рембрандта до Мане и Пикассо. Жизнь культурная, как и гастрономическая, бьёт ключом.
Однако пора и поужинать.
Рецепт 5: Шуррашко (в российском простонародье "Шарашка"). Это кусочки говядины, нанизанные на металлический стержень, которые жарятся на углях (как наш шашлык).
Едят с томатным соусом, луком и перцем. Хорошо идёт с кайпириньей (см. выше Рецепт 1).
Заведение, где подают шуррашко, называется шуррашкария. При входе платишь около 10 долларов, и затем мясо, креветки и овощи валятся на тебя, как из рога изобилия в немеренном количестве. За спиртное надо платить отдельно. Заняв столик, вы идёте к огромному столу с овощами, дарами моря, фруктами и зеленью.
Вернувшись с полной тарелкой к своему столу, и слегка подкрепившись, ставите индикатор в рабочее зелёное положение.
Индикатор стоит на каждом столе и представляет собой вертикально расположенный цилиндр с двумя головками - зелёной и красной - напоминая обоюдоострый белый гриб (или кое-что другое похожее). Цилиндр можно повернуть вокруг горизонтальной оси любой головкой кверху. Если красной - то к вам официанты не подойдут, а если зелёной, то начнётся неописуемое.
Сбивая друг друга с ног, к вам ринутся официанты с вертелами, уткнутыми в маленький деревянный поднос. Вертел удерживается правой рукой, в которой также зажат огромный нож, висящей во время диалога с вами прямо над вашей шеей. Один вам предложит вырезку, другой рёбрышко, третий грудинку, четвёртый шашлык из молодого петушка, пятый… и т.д.
Выбрав что-нибудь наугад, переворачиваешь индикатор, чтобы прожевать и поговорить с друзьями.
Но стоит его повернуть в другое положение, как вакханалия возобновится. Это усердие, казалось бы, ничем не мотивировано. Мясо уже оплачено, зачем же стараться? А затем, что у заведения должен быть престиж.
Не будет его - не будет и заведения. А больше, чем позволяет желудок, всё равно не съешь. И природа, и заведение всё заранее продумали.
Далеко за Ипанемой садится луна, в сумерки погружается ошеломляющий (estupendo) Рио. На пляжах города допоздна играют в футбол юные Пеле и Гаринчи. Сидят у моря влюблённые. Прежде, чем уснуть, можно выйти на берег океана у Копакабаны и заказать кокосовый орех.
На ваших глазах дюжий молодец возьмёт орех в левую руку, а в правую возьмёт огромный нож и ловким ударом рассечёт верхушку ореха. Затем вставит в орех соломинку, через которую вы будете цедить приятное кокосовое молочко. Ну а если оно вам не по вкусу, то попробуйте фруктовый салат:
Рецепт 6: Фруктовый салат. Мелко нарежьте папайю и добавьте кусочки ананаса, вымоченные предварительно в соке асеролы. Добавьте большие ломтики кажу, всё как следует, перемешайте с мелко нарезанной гуайявой. Залейте соком маракуйи и дайте салату немного отстояться. Только после этого добавьте чуть-чуть макужи.
Закончу на мажорной ноте стихотворением "Бразильский экстаз", которое я сочинил вскоре после первой поездки в эту страну.
В нём курсивом выделены названия местных овощей-фруктов и географические названия…, но не имена местных красоток! |