Если изображения не видно, обновите страницу
      Д Е К А Б Р Ь    Поздравляем с Юбилеем наших дорогих ветеранов и новых участников Капеллы, талантливых, ярких, увлечённых - Владимира Праслова, Виктора Дубинчука, Людмилу Луговскую, Анатолия Коновалова!!!   Поздравляем с Днём Рождения замечательных участников Капеллы - Мирослава Белова, Ольгу Кочубей, Галину Далечину, Людмилу Говорову, Юрия Тищенко, Сергея Сергеева, Людмилу Иванову!!! Здоровья и благополучия!   Г Р У Д Е Н Ь          

Сообщения для УНХК

Поездка в Казань, Татарстан.

Подробнее...

Репетиции - ДЕКАБРЬ

Подробнее...

ПриглашаеМ 

26 декабря, вторник, 19.00

НКЦУ. Украинский муз. салон - "Сяйво новорічної ночі…".

Подробнее...

Наши друзья приглашаюТ

7 декабря, четверг, 19.00

НКЦУ. Вечер фортепианной музыки
Ирина Немира, Дмитрий Онищенко

"Творческие династии".

8 декабря, пятница, 19.00

НКЦУ. Презентация Центра украинской культуры "Лазаревский РЦНК им.К.С.Мазлумяна"
"Живі струни України".

Подробнее...

15 декабря, пятница, 19.00

НКЦУ. Украинская молодежная гостиная "Напередодні Різдва"..

Подробнее...

Состоялось

22 ноября в НКЦУ поздравили кинорежиссера, члена Межд. СМД, СТД России, Совета РОО КПЦУ в.Москве"
Веру ФЕДОРЧЕНКО.

Подробнее...

21-23 июля 2017 г.

УНХК поёт в Кисловодске (Кавминводы, Ставрополье)

Подробнее...

Н.Давыдова "Встреча с дядей через 50 лет!"

Подробнее...

1 июля 2017 г.

Поездка Капеллы в село Погост, Рязанская обл.

Подробнее...

26-28 мая 2017 г.

На Фестивале "Ты, Россия, и сердце, и песня моя!" (Липецк)

В.Скопенко

И.Старовойтова

Контакты

E-mail: kapelvita@mail.ru

Афиша, История,
Рассказы о Салонах...

Українська культура на теренах РФ (В.Скопенко)

Подробнее...

УСТАВ РОО "Культурно-просветительский

центр украинцев в г.Москве"

Скачать...

Отчёты НКЦУ в г.Москва и
РОО УМ (2011-2016 гг.)

Подробнее...

Визитная карточка УНХК

Подробнее...

Набор в УНХК Москвы...

Слова, ноты украинских песен

страница РЕПЕРТУАР...

Памяти М.Черешневого...

Памяти Л.Романюк...

Нам пишут

С.Осипова - "Внук нашел прадеда на сайте Капеллы!"

Подробнее...

Наши Авторы

В.Лиходий. "Сайту УНХК -10!"

Подробнее...

В.Симбирский. "Очерки о Бразилии и не только...".

Подробнее...

22 июня 1941-9 мая 1945

Воспоминания капеллистов о родных, воевавших на войне

Подробнее...

Стихи погибших поэтов...

Подробнее...

Кавминводы Рязань с.Погост
г.Тверь Москва - Липецк, Задонск
Москва - Саранск, Мордовия
Москва - Тула - Ясная Поляна Москва - Сочи - Лазаревское
Москва - Нижний Новгород - Городец Беларусь
Хорватия Латвия Литва
Прибалтика

Франция

Ницца
Австралия Париж Испания
На Фестивале в Оренбурге...

Италия

Германия

Биелла "ЕвропаФест"
Неаполь США, Канада
Фестиваль "Шалом, Израиль!"

Великобритания

Англия Уэльс
Шотландия Закарпатье

Украина

Киев Сумы
Ив.-Франковск Одесса Львов
Фестиваль.П.Муравского Полтава

Польша

Лешно Центральная Европа
Сандомир
Финляндия, Швеция Тверская обл., Селигер

Наши Друзья

Национальный Культурный центр Украины в Москве

Украинский музыкально-драматический театр ЭНЕЙ

Хоровая жизнь Москвы

Библиотека украинской литературы

Поделиться с другими

Лузофония. Часть 1

Владимир Симбирский

Это мало кому известное, кроме филологов и лингвистов, слово обозначает всемирную среду португалоговорящих народов, их культуру и образ жизни. XIX век отодвинул Португалию на задний план. Англия всячески старалась показать, кто в доме (точнее, в море) хозяин. И ей это удалось. Тем не менее, великие открытия португальцев от XVI века и далее трудно переоценить. На португальском сейчас говорят, кроме Португалии, в Бразилии, Анголе, Мозамбике и ещё в нескольких африканских и азиатских странах.

Оказавшись после окончания физфака МГУ в англоязычной Замбии на самом стыке границ Анголы и Конго в качестве преподавателя физики, я увлёкся португальским, которым загорелся, благодаря встрече с партизанами Анголы, которые в то время боролись за независимость своей страны и время от времени приезжали на велосипедах в нейтральную Замбию попить пива и "оттянуться". Многие из них учились в СССР и прекрасно говорили по-русски. Потом я работал профессором физики в Университете Эдуардо Мондлане в Мапуту (столица Мозамбика, ранее Лоуренсо Маркиш), а позднее бывал с научными поездками в Бразилии и Анголе.


Январская река, которой не оказалось

-... Вы, конечно, не знаете о существовании этого города, - Балаганов скорбно покачал головой… Остап бросил на стол лист, вырезанный из книги.

- Это вырезка из "Малой Советской энциклопедии". Вот, что тут написано про Рио-де-Жанейро… "… значительное число мулатов… у обширной бухты Атлантического океана…" Вот, вот! "Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира". Представляете себе, Шура? Не уступают!.. Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах…".

И.Ильф, Е.Петров. "Золотой телёнок"

Если белоснежное кавказское высокогорье сравнивают с измятой постелью (Б.Пастернак), то залив Гуанабара можно сравнивать с грудой разновеликих камней, брошенных в лужу, только что образовавшуюся после свежего дождя и залитую до краёв весенним солнцем… Ошеломляюще! (Estupendo - по-португальски).

Когда португальцы в январе 1502 года (через полтора года после открытия Бразилии их же соотечественником Алваресом Кабралом) направились в те края исследовать новые заморские территории, то приняли этот залив за реку: сильное подводное течение и гидрография местности обманули опытных португальцев, рассчитывавших пополнить здесь запасы пресной воды.

То, что они приняли за устье реки, которую тут же назвали рекой января ("Рио-де-Жанейро"), оказалось большим морским заливом. Это событие было вскоре забыто: в других районах колонизаторы нашли главное богатство - сандаловое дерево (пау-бразил), из древесины которого добывали красно-фиолетовую краску. От его названия и происходит "Бразилия".

В 1532 году на карте Бразилии у побережья Атлантики появляется первый город - Сан-Висенте, практически поглощённый сегодня огромным соседом - городом Сантосом. В 1549 г. возникает Сан-Салвадор де Баия (сейчас просто Салвадор), ставший столицей страны. И только в 1567 был основан Рио-де-Жанейро, красота которого на нашей родине была впервые адекватно оценена О.Бендером.

Город быстро рос и развивался. Исключительное великолепие природного пейзажа и географическое положение приводят к тому, что через 200 лет город становится столицей страны до конца 1950-х, когда президент Кубичек решает построить новую столицу - Бразилиа - в самой глубинке.

В 1808 г., когда Наполеон развивает кампанию против Португалии, её королевский двор принимает решение - переехать в Рио, чтобы, во-первых, смыться от опасности подальше, а, во-вторых, форсировать развитие новых территорий. Король Дон Жоао VI пробыл там аж до 1821 года и затем вернулся в Лиссабон. Сынок же его с отъездом задержался, а на следующий год провозгласил независимость от Португалии, став первым бразильским королём - Доном Педро I (т.е. бразильским Петром Первым).

Темпераментный, пылкий, имевший помимо законных детей десятки детей от местных изаур, их Петр I очень напоминает лицеиста Пушкина, выступающего на экзамене в Царскосельском лицее перед стариком Державиным.

Его законный сын Пётр II тоже удивительно похож на наших соотечественников, но уже другого типа. Похож он на степенного русского мужика с большой окладистой бородой - как на этикетке Очаковского пива разлива времён перестройки.

В Бразилии, как и у нас на Руси, в отсутствии кого-то, что-то да происходит! Уехал Дон Жоао VI на историческую родину - тут же его сынок объявляет независимость! Уехал Пётр II в Европу поразвлечься - как тут же дочка его Изабелла объявляет в 1888 г. отмену рабства! (Вот так запросто: ни тебе войн, ни конфликтов - США отдыхают!) Папе же, вернувшемуся в Бразилию на следующий год, настоятельно посоветовали позаботиться о здоровье и отправиться подлечиться; и не в Португалию, а во Францию, что он благоразумно и сделал.

Однако, давайте и мы немного расслабимся и отдохнём от истории. Ну её!

Рецепт 1: Кайпиринья. Широкий стакан до половины заполните бразильской водкой "Кашаса". В остальной объём выдавите сок дикого зелёного лимона (лайм), остатки которого мелко нарежьте и бросьте в стакан. Добавьте четверть чайной ложки сахара и мелко колотого льда. Если нет "Кашасы", то пойдёт и водка Долгопрудненского или Нарофоминского завода. Если нет дикого лимона, сгодится и обычный. А если нет широкого стакана, то можно воспользоваться обычным гранёным. (Если нет ни сахара, ни лимона, ни льда, то вполне можно обойтись и без них).

Оказавшись вдруг ни с того, ни с сего в Рио-де-Жанейро, никак не можешь отделаться от чувства чего-то нереального… Будто всё это происходит не с тобой, а с кем-то другим.

Как провинциальные театральные декорации, выглядят роскошные пальмы, огромные небоскрёбы, вписавшиеся между гор, и маленькие уютные дома колониальных времён, украшенные бело-голубыми изразцами, напоминающими гжельские изделия. На самом-то деле исконно португальская культура керамических плиток "азулежу" восходит к XIV-XV вв.

Из Португалии через Испанию азулежу проникло в Голландию, находившуюся тогда под гнётом испанской короны. И сейчас бело-голубые плитки из Голландии с новым местным сюжетом - мельницами и местной архитектурой - украшают сувенирные магазины Амстердама и квартиры наших хористов, побывавших в столице Голландии. Оттуда, благодаря судостроительным контактам петровских времён, азулежу в XVIII веке проникли в Россию.

Обычные тротуары в Рио - тоже произведения искусства - серо-чёрная мозаика с волнистым орнаментом и рисунками. И это тоже португальское наследие: кроме Рио это есть в Лиссабоне и прежних колониальных столицах Африки - Луанде и Мапуту, а также в Китае - в Макао, который тоже был португальским.

Жители Москвы - москвичи, Одессы - одесситы, жители Осло - наверное, ословцы. Житель Рио-де-Жанейро - кариока. И хотя в корне слова присутствует "рио", название имеет другое происхождение. На языке местных индейцев, которые жили ещё и до прихода португальцев в Нитерое, что через залив напротив Рио, "Кариока" означает "жилище белых, которые напротив".

В 1931 г. на красивой горе Корковадо ("Горбатая" по-португальски) французский скульптор Поль Ландовски воздвиг огромную тридцативосьмиметровую статую Христа с распростёртыми руками, ставшую очень быстро символом Рио. Она одновременно и символизирует мученичество на кресте, и благословляет город и его людей, и приглашает всех этот гостеприимный город посетить.

Панорама с площадки у подножия монумента незабываема, как первая любовь. Стоят на рейде огромные океанские корабли; блестит вдали самый большой стадион мира Маракан'а на 150000 зрителей (этот современный южноамериканский Колизей), чуть ближе - огромные небоскрёбы на авениде президента Варгаса. Длинной четырнадцатикилометровой цепочкой вытянулся Нитеройский мост, ближе к югу - пляжи Копакабаны, Ипанемы, Леблона и Тижуки, а прямо там, куда смотрит Христос, - огромный морской валун высотой 385 м: знаменитая гора Сахарная Голова. Туда тоже можно подняться и посмотреть на Рио.

Янки здесь не в почёте. Когда здесь говорят "американец", то имеют в виду представителя какой-нибудь латиноамериканской страны. А если имеют в виду жителя США или Канады, то говорят "североамериканец". Избегают и проникновения в португальский словечек типа дилер, менеджер, эксклюзивный дистрибьютер, промоутер и прочей словесной гадости в этом духе. Уважение к своей стране и своим порядкам очень велико. Надел я однажды, не подумав, майку с какой-то символикой США и сразу же почувствовал холодок.

Есть в Рио и трамвай (кроме прекрасного метро и автобусов). Ему около ста лет, и за это время он совсем не менялся и не ремонтировался. Прогулка на этом трамвае - занятие не для слабонервных людей, а катание на горках в московском ЦПКиО по сравнению с путешествием на рио-де-жанейрском трамвае - просто детская забава.

Нет у трамвая ни окон, ни дверей (жарко в Рио, к чему эти излишества?). В центре города вы садитесь на конечной станции, ничего особенного не подозревая. От первого же рывка вы чуть не вываливаетесь наружу, а потом - как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Быстро набирая страшную скорость (чтобы въехать в ужасающую гору), трамвай с невыносимым грохотом вкатывается на длинный римского типа акведук. Этот акведук высотой с пятиэтажный дом, шириной - метра полтора, амплитуда боковых колебаний - сантиметров тридцать, вниз лучше не смотреть. Далее - всё выше и выше. Выйдя на конечной остановке, радуешься, как ребёнок. Что красиво и всё обошлось.

Однако перекусим.

Рецепт 2: Фейжоада. Название блюда от слова "feijao" - фасоль. Сварите красную фасоль (или разогрейте готовую консервированную), добавьте кусочки варёного мяса (можно сосиски или колбасу, но это дурной тон), свинины, пряностей и зелени. И всё. Первоначально фейжоада считалась едой рабов и босяков. Фасоль они могли себе позволить, а остальные ингредиенты брали прямо из мусорных контейнеров при ресторанах и пивных Рио. Теперь иные времена. Фейжоада чрезвычайно популярна во всех слоях бразильского общества.

Сейчас в Рио более пяти миллионов человек. В белых штанах не ходят. В основном, в джинсах. Румбу тоже не танцуют (и вообще никогда не танцевали). Румба - атрибут испаноязычной Латинской Америки - Куба, Мексика, Аргентина, Уругвай.

В Бразилии танцуют самбу. Это любимый танец карнавала и не только. Чтобы научиться её танцевать, нужно следовать совету Евгения Моргунова, который в "Кавказской пленнице" учил танцевать твист - надо бросить на землю два окурка и одновременно затаптывать их обеими ногами. . .

Самба - это сумасшествие. Улиц города для самбы стало мало и построили самбодром. Он совсем недалеко от стадиона Маракана. И если стадион физик может сравнить с синхрофазотроном - циклическим ускорителем частиц - то самбодром можно сравнить с линейным ускорителем длиной 700 метров.

Если взять стадион, разрезать его кольцо и развернуть в длину, то получится самбодром. Там на трибунах размещаются зрители, а перед ними парадом следуют так называемые школы самб, где к карнавалу готовятся целый год, начиная сразу после предыдущего карнавала.

Но карнавал - это февраль, а иностранцам хочется видеть его круглый год. Ну и пожалуйста - есть в Рио кабаре "Plataforma 1" с соответствующими красотками, разодетыми по карнавальным стандартам: почти что без ничего и с обилием перьев сзади. (Непонятно, на чём же весь этот тяжёлый плюмаж крепится). Пляшут красавицы так, что дух захватывает с непривычки. Пляшут сперва сами, а потом выходят в зал и тащат за собой всех, кто под руку попадётся. В кабаре можно заказать пиво, ватапу, и каруру.

Рецепт 3: Ватапа. Моллюски режутся или перемалываются с кусочками рыбы, варятся в масле "денде" с добавлением сока кокосов и кусочков хлеба. Блюдо подаётся с белым твёрдым рисом.

Рецепт 4: Каруру. Солёные креветки подаются вместе с острым соусом, приготовленным из красного перца и бразильского растения киабу.

Распространённое заблуждение считать, что кроме самбы в Бразилии ничего не танцуют. Танцуют! Да еще как.

В начале ХХ века, то есть в разгар каучукового бума, в Бразилии строятся три великолепных оперных театра: в Рио, Сан-Паулу и Манаусе - что в самом центре Амазонии! В этих театрах пел Карузо и танцевала Анна Павлова. Здесь и сейчас за билетами - очередь, а уровень балетной труппы не уступает (представьте себе: не уступает, как сказал Бендер) уровню лучших европейских театров. Заглянув в музей изящных искусств в Рио, я попал на выставку картин из Прадо, а музей искусств в Сан-Паулу имеет в постоянной экспозиции полотна от Эль Греко и Рембрандта до Мане и Пикассо. Жизнь культурная, как и гастрономическая, бьёт ключом.

Однако пора и поужинать.

Рецепт 5: Шуррашко (в российском простонародье "Шарашка"). Это кусочки говядины, нанизанные на металлический стержень, которые жарятся на углях (как наш шашлык). Едят с томатным соусом, луком и перцем. Хорошо идёт с кайпириньей (см. выше Рецепт 1).

Заведение, где подают шуррашко, называется шуррашкария. При входе платишь около 10 долларов, и затем мясо, креветки и овощи валятся на тебя, как из рога изобилия в немеренном количестве. За спиртное надо платить отдельно. Заняв столик, вы идёте к огромному столу с овощами, дарами моря, фруктами и зеленью. Вернувшись с полной тарелкой к своему столу, и слегка подкрепившись, ставите индикатор в рабочее зелёное положение.

Индикатор стоит на каждом столе и представляет собой вертикально расположенный цилиндр с двумя головками - зелёной и красной - напоминая обоюдоострый белый гриб (или кое-что другое похожее). Цилиндр можно повернуть вокруг горизонтальной оси любой головкой кверху. Если красной - то к вам официанты не подойдут, а если зелёной, то начнётся неописуемое.

Сбивая друг друга с ног, к вам ринутся официанты с вертелами, уткнутыми в маленький деревянный поднос. Вертел удерживается правой рукой, в которой также зажат огромный нож, висящей во время диалога с вами прямо над вашей шеей. Один вам предложит вырезку, другой рёбрышко, третий грудинку, четвёртый шашлык из молодого петушка, пятый… и т.д. Выбрав что-нибудь наугад, переворачиваешь индикатор, чтобы прожевать и поговорить с друзьями.

Но стоит его повернуть в другое положение, как вакханалия возобновится. Это усердие, казалось бы, ничем не мотивировано. Мясо уже оплачено, зачем же стараться? А затем, что у заведения должен быть престиж. Не будет его - не будет и заведения. А больше, чем позволяет желудок, всё равно не съешь. И природа, и заведение всё заранее продумали.

Далеко за Ипанемой садится луна, в сумерки погружается ошеломляющий (estupendo) Рио. На пляжах города допоздна играют в футбол юные Пеле и Гаринчи. Сидят у моря влюблённые. Прежде, чем уснуть, можно выйти на берег океана у Копакабаны и заказать кокосовый орех. На ваших глазах дюжий молодец возьмёт орех в левую руку, а в правую возьмёт огромный нож и ловким ударом рассечёт верхушку ореха. Затем вставит в орех соломинку, через которую вы будете цедить приятное кокосовое молочко. Ну а если оно вам не по вкусу, то попробуйте фруктовый салат:

Рецепт 6: Фруктовый салат. Мелко нарежьте папайю и добавьте кусочки ананаса, вымоченные предварительно в соке асеролы. Добавьте большие ломтики кажу, всё как следует, перемешайте с мелко нарезанной гуайявой. Залейте соком маракуйи и дайте салату немного отстояться. Только после этого добавьте чуть-чуть макужи.

Закончу на мажорной ноте стихотворением "Бразильский экстаз", которое я сочинил вскоре после первой поездки в эту страну. В нём курсивом выделены названия местных овощей-фруктов и географические названия…, но не имена местных красоток!

Бразильский экстаз

Не нужно Даши или Маши,
Когда есть рядом абакаши.
Не нужен ром и кока-кола,
Когда под боком асерола.
Не соблазнит шальная баба,
Когда с тобою гуайаба.
Но как-то в девственном лесу
Недалеко от Игуас'у,
Гуляя среди мрачных скал,
Я асеролу потерял:
Её я в воду обронил,
И вскоре я о ней забыл.
О ней я больше не тужу,
И лишь вернусь в Гуаруж'у,
Найду себе маракуж'у
Или каж'у. . .

Владимир Симбирский, 2016, февраль

Продолжение следует...