Если изображения не видно, обновите страницу
А П Р Е Л Ь    Поздравляем с Днём Рождения замечательных участников Капеллы - Инну Степанову, Ларису Лаптеву, Антонину Ростовскую, Галину Алексееву, Анастасию Вершинину, Анатолия Ищенко, Ксению Коротких!!! Здоровья и благополучия!    К В І Т Е Н Ь

Сообщения для УНХК

САЛОН 30.04 - Программа выступления.

Подробнее...

ГРЕЦИЯ. Конкурсная программа.

Подробнее...

АПРЕЛЬ. РЕПЕТИЦИИ.

Подробнее...

ПриглашаеМ

Молодёжная Гостиная

19 апреля, пятница, 19.00

НКЦУ. Концерт «Звуки весны». Камерный оркестр - дирижер В.Рачеев, молодые исполнители Москвы.
Вход свободный.

Подробнее...

Друзья Приглашают

21 апреля, воскресенье, 15.00

НКЦУ. Шевченковский зал. Проект "Родом из Украины". Творческий вечер н.а. России, солиста Большого театра России Олега КУЛЬКО "Мастер и ученики".
Вход свободный.

Приглашаем в Салон

30 апреля, вторник, 19.00

НКЦУ. Украинский музыкальный салон
"Коли музика звучить!".

Подробнее...

Рассказы о Салонах

О Салоне 26.02.19.

Подробнее...

Украинский

Музыкальный

Салон в Москве

Афиша, история...

...СостоялосЬ...

9 марта 2019

И снова в путешествие,
в Масленицу,
в Малаховку.

Подробнее...

18 января 2019

Святковий концерт "Віншуємо Вас щастям, здоров'ям!".

Подробнее...

4-8 января 2019

Рождество на волжских берегах! (Самара, Тольятти)

Подробнее...

НеОфициальная Хроника

Поздравления ДРУЗЬЯМ!

Подробнее...

Наши РЕПЕТИЦИИ (С.Осипова)

Подробнее...

12 января 2019

Лучшим авторам Сайта -
"Очень Почётная ГРАМОТА!"

Подробнее...

УСТАВ РОО "Культурно-просветительский центр украинцев в г.Москве"
(РОО КПЦУМ).

Скачать...

НКЦУ. "Проект ДИАСПОРА"
(2017-2018 гг.)

Скачать...

Официальная Хроника

УНХК на 10-м Всероссийском конкурсе "СМИротворец-2018".

Подробнее...

УНХК поздравляют!

Подробнее...

Делимся нашими
Новостями в Сети

Новости РОО "КПЦУМ"

ОУМ-РООУМ-КПЦУМ.

Музичні меридіани Р.Глієра

Подробнее...

Визитная карточка УНХК

Подробнее...

Набор в УНХК Москвы...

Слова, ноты украинских песен

страница РЕПЕРТУАР...

Памяти товарищей...

Письма на Сайт

Подробнее...

Маленький рассказ о большой любви.

(С.Осипова) Подробнее...

Герои среди нас.

(Л.Сильнягина) Подробнее...

75-летие снятия блокады Ленинграда.

(Л.Сильнягина) Подробнее...

Воспоминания капеллистов о родных, воевавших на войне.

Подробнее...

г.Тверь Москва - Липецк, Задонск
Москва - Саранск, Мордовия
Москва - Тула - Ясная Поляна Москва - Сочи - Лазаревское
Москва - Нижний Новгород - Городец Беларусь
Хорватия Латвия Литва
Прибалтика

Франция

Ницца
Австралия Париж Испания
На Фестивале в Оренбурге...

Италия

Германия

Биелла "ЕвропаФест"
Неаполь США, Канада
Фестиваль "Шалом, Израиль!"

Великобритания

Англия Уэльс
Шотландия Закарпатье

Украина

Киев Сумы
Ив.-Франковск Одесса Львов
Фестиваль.П.Муравского Полтава

Польша

Лешно Центральная Европа
Сандомир
Финляндия, Швеция Тверская обл., Селигер

Наши Друзья

Национальный Культурный центр Украины в Москве

Хоровая жизнь Москвы

Контакты

E-mail: kapelvita@mail.ru

Поделиться с другими

Лузофония. Часть 1

Владимир Симбирский

Это мало кому известное, кроме филологов и лингвистов, слово обозначает всемирную среду португалоговорящих народов, их культуру и образ жизни. XIX век отодвинул Португалию на задний план. Англия всячески старалась показать, кто в доме (точнее, в море) хозяин. И ей это удалось. Тем не менее, великие открытия португальцев от XVI века и далее трудно переоценить. На португальском сейчас говорят, кроме Португалии, в Бразилии, Анголе, Мозамбике и ещё в нескольких африканских и азиатских странах.

Оказавшись после окончания физфака МГУ в англоязычной Замбии на самом стыке границ Анголы и Конго в качестве преподавателя физики, я увлёкся португальским, которым загорелся, благодаря встрече с партизанами Анголы, которые в то время боролись за независимость своей страны и время от времени приезжали на велосипедах в нейтральную Замбию попить пива и "оттянуться". Многие из них учились в СССР и прекрасно говорили по-русски. Потом я работал профессором физики в Университете Эдуардо Мондлане в Мапуту (столица Мозамбика, ранее Лоуренсо Маркиш), а позднее бывал с научными поездками в Бразилии и Анголе.


Январская река, которой не оказалось

-... Вы, конечно, не знаете о существовании этого города, - Балаганов скорбно покачал головой… Остап бросил на стол лист, вырезанный из книги.

- Это вырезка из "Малой Советской энциклопедии". Вот, что тут написано про Рио-де-Жанейро… "… значительное число мулатов… у обширной бухты Атлантического океана…" Вот, вот! "Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира". Представляете себе, Шура? Не уступают!.. Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах…".

И.Ильф, Е.Петров. "Золотой телёнок"

Если белоснежное кавказское высокогорье сравнивают с измятой постелью (Б.Пастернак), то залив Гуанабара можно сравнивать с грудой разновеликих камней, брошенных в лужу, только что образовавшуюся после свежего дождя и залитую до краёв весенним солнцем… Ошеломляюще! (Estupendo - по-португальски).

Когда португальцы в январе 1502 года (через полтора года после открытия Бразилии их же соотечественником Алваресом Кабралом) направились в те края исследовать новые заморские территории, то приняли этот залив за реку: сильное подводное течение и гидрография местности обманули опытных португальцев, рассчитывавших пополнить здесь запасы пресной воды.

То, что они приняли за устье реки, которую тут же назвали рекой января ("Рио-де-Жанейро"), оказалось большим морским заливом. Это событие было вскоре забыто: в других районах колонизаторы нашли главное богатство - сандаловое дерево (пау-бразил), из древесины которого добывали красно-фиолетовую краску. От его названия и происходит "Бразилия".

В 1532 году на карте Бразилии у побережья Атлантики появляется первый город - Сан-Висенте, практически поглощённый сегодня огромным соседом - городом Сантосом. В 1549 г. возникает Сан-Салвадор де Баия (сейчас просто Салвадор), ставший столицей страны. И только в 1567 был основан Рио-де-Жанейро, красота которого на нашей родине была впервые адекватно оценена О.Бендером.

Город быстро рос и развивался. Исключительное великолепие природного пейзажа и географическое положение приводят к тому, что через 200 лет город становится столицей страны до конца 1950-х, когда президент Кубичек решает построить новую столицу - Бразилиа - в самой глубинке.

В 1808 г., когда Наполеон развивает кампанию против Португалии, её королевский двор принимает решение - переехать в Рио, чтобы, во-первых, смыться от опасности подальше, а, во-вторых, форсировать развитие новых территорий. Король Дон Жоао VI пробыл там аж до 1821 года и затем вернулся в Лиссабон. Сынок же его с отъездом задержался, а на следующий год провозгласил независимость от Португалии, став первым бразильским королём - Доном Педро I (т.е. бразильским Петром Первым).

Темпераментный, пылкий, имевший помимо законных детей десятки детей от местных изаур, их Петр I очень напоминает лицеиста Пушкина, выступающего на экзамене в Царскосельском лицее перед стариком Державиным.

Его законный сын Пётр II тоже удивительно похож на наших соотечественников, но уже другого типа. Похож он на степенного русского мужика с большой окладистой бородой - как на этикетке Очаковского пива разлива времён перестройки.

В Бразилии, как и у нас на Руси, в отсутствии кого-то, что-то да происходит! Уехал Дон Жоао VI на историческую родину - тут же его сынок объявляет независимость! Уехал Пётр II в Европу поразвлечься - как тут же дочка его Изабелла объявляет в 1888 г. отмену рабства! (Вот так запросто: ни тебе войн, ни конфликтов - США отдыхают!) Папе же, вернувшемуся в Бразилию на следующий год, настоятельно посоветовали позаботиться о здоровье и отправиться подлечиться; и не в Португалию, а во Францию, что он благоразумно и сделал.

Однако, давайте и мы немного расслабимся и отдохнём от истории. Ну её!

Рецепт 1: Кайпиринья. Широкий стакан до половины заполните бразильской водкой "Кашаса". В остальной объём выдавите сок дикого зелёного лимона (лайм), остатки которого мелко нарежьте и бросьте в стакан. Добавьте четверть чайной ложки сахара и мелко колотого льда. Если нет "Кашасы", то пойдёт и водка Долгопрудненского или Нарофоминского завода. Если нет дикого лимона, сгодится и обычный. А если нет широкого стакана, то можно воспользоваться обычным гранёным. (Если нет ни сахара, ни лимона, ни льда, то вполне можно обойтись и без них).

Оказавшись вдруг ни с того, ни с сего в Рио-де-Жанейро, никак не можешь отделаться от чувства чего-то нереального… Будто всё это происходит не с тобой, а с кем-то другим.

Как провинциальные театральные декорации, выглядят роскошные пальмы, огромные небоскрёбы, вписавшиеся между гор, и маленькие уютные дома колониальных времён, украшенные бело-голубыми изразцами, напоминающими гжельские изделия. На самом-то деле исконно португальская культура керамических плиток "азулежу" восходит к XIV-XV вв.

Из Португалии через Испанию азулежу проникло в Голландию, находившуюся тогда под гнётом испанской короны. И сейчас бело-голубые плитки из Голландии с новым местным сюжетом - мельницами и местной архитектурой - украшают сувенирные магазины Амстердама и квартиры наших хористов, побывавших в столице Голландии. Оттуда, благодаря судостроительным контактам петровских времён, азулежу в XVIII веке проникли в Россию.

Обычные тротуары в Рио - тоже произведения искусства - серо-чёрная мозаика с волнистым орнаментом и рисунками. И это тоже португальское наследие: кроме Рио это есть в Лиссабоне и прежних колониальных столицах Африки - Луанде и Мапуту, а также в Китае - в Макао, который тоже был португальским.

Жители Москвы - москвичи, Одессы - одесситы, жители Осло - наверное, ословцы. Житель Рио-де-Жанейро - кариока. И хотя в корне слова присутствует "рио", название имеет другое происхождение. На языке местных индейцев, которые жили ещё и до прихода португальцев в Нитерое, что через залив напротив Рио, "Кариока" означает "жилище белых, которые напротив".

В 1931 г. на красивой горе Корковадо ("Горбатая" по-португальски) французский скульптор Поль Ландовски воздвиг огромную тридцативосьмиметровую статую Христа с распростёртыми руками, ставшую очень быстро символом Рио. Она одновременно и символизирует мученичество на кресте, и благословляет город и его людей, и приглашает всех этот гостеприимный город посетить.

Панорама с площадки у подножия монумента незабываема, как первая любовь. Стоят на рейде огромные океанские корабли; блестит вдали самый большой стадион мира Маракан'а на 150000 зрителей (этот современный южноамериканский Колизей), чуть ближе - огромные небоскрёбы на авениде президента Варгаса. Длинной четырнадцатикилометровой цепочкой вытянулся Нитеройский мост, ближе к югу - пляжи Копакабаны, Ипанемы, Леблона и Тижуки, а прямо там, куда смотрит Христос, - огромный морской валун высотой 385 м: знаменитая гора Сахарная Голова. Туда тоже можно подняться и посмотреть на Рио.

Янки здесь не в почёте. Когда здесь говорят "американец", то имеют в виду представителя какой-нибудь латиноамериканской страны. А если имеют в виду жителя США или Канады, то говорят "североамериканец". Избегают и проникновения в португальский словечек типа дилер, менеджер, эксклюзивный дистрибьютер, промоутер и прочей словесной гадости в этом духе. Уважение к своей стране и своим порядкам очень велико. Надел я однажды, не подумав, майку с какой-то символикой США и сразу же почувствовал холодок.

Есть в Рио и трамвай (кроме прекрасного метро и автобусов). Ему около ста лет, и за это время он совсем не менялся и не ремонтировался. Прогулка на этом трамвае - занятие не для слабонервных людей, а катание на горках в московском ЦПКиО по сравнению с путешествием на рио-де-жанейрском трамвае - просто детская забава.

Нет у трамвая ни окон, ни дверей (жарко в Рио, к чему эти излишества?). В центре города вы садитесь на конечной станции, ничего особенного не подозревая. От первого же рывка вы чуть не вываливаетесь наружу, а потом - как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Быстро набирая страшную скорость (чтобы въехать в ужасающую гору), трамвай с невыносимым грохотом вкатывается на длинный римского типа акведук. Этот акведук высотой с пятиэтажный дом, шириной - метра полтора, амплитуда боковых колебаний - сантиметров тридцать, вниз лучше не смотреть. Далее - всё выше и выше. Выйдя на конечной остановке, радуешься, как ребёнок. Что красиво и всё обошлось.

Однако перекусим.

Рецепт 2: Фейжоада. Название блюда от слова "feijao" - фасоль. Сварите красную фасоль (или разогрейте готовую консервированную), добавьте кусочки варёного мяса (можно сосиски или колбасу, но это дурной тон), свинины, пряностей и зелени. И всё. Первоначально фейжоада считалась едой рабов и босяков. Фасоль они могли себе позволить, а остальные ингредиенты брали прямо из мусорных контейнеров при ресторанах и пивных Рио. Теперь иные времена. Фейжоада чрезвычайно популярна во всех слоях бразильского общества.

Сейчас в Рио более пяти миллионов человек. В белых штанах не ходят. В основном, в джинсах. Румбу тоже не танцуют (и вообще никогда не танцевали). Румба - атрибут испаноязычной Латинской Америки - Куба, Мексика, Аргентина, Уругвай.

В Бразилии танцуют самбу. Это любимый танец карнавала и не только. Чтобы научиться её танцевать, нужно следовать совету Евгения Моргунова, который в "Кавказской пленнице" учил танцевать твист - надо бросить на землю два окурка и одновременно затаптывать их обеими ногами. . .

Самба - это сумасшествие. Улиц города для самбы стало мало и построили самбодром. Он совсем недалеко от стадиона Маракана. И если стадион физик может сравнить с синхрофазотроном - циклическим ускорителем частиц - то самбодром можно сравнить с линейным ускорителем длиной 700 метров.

Если взять стадион, разрезать его кольцо и развернуть в длину, то получится самбодром. Там на трибунах размещаются зрители, а перед ними парадом следуют так называемые школы самб, где к карнавалу готовятся целый год, начиная сразу после предыдущего карнавала.

Но карнавал - это февраль, а иностранцам хочется видеть его круглый год. Ну и пожалуйста - есть в Рио кабаре "Plataforma 1" с соответствующими красотками, разодетыми по карнавальным стандартам: почти что без ничего и с обилием перьев сзади. (Непонятно, на чём же весь этот тяжёлый плюмаж крепится). Пляшут красавицы так, что дух захватывает с непривычки. Пляшут сперва сами, а потом выходят в зал и тащат за собой всех, кто под руку попадётся. В кабаре можно заказать пиво, ватапу, и каруру.

Рецепт 3: Ватапа. Моллюски режутся или перемалываются с кусочками рыбы, варятся в масле "денде" с добавлением сока кокосов и кусочков хлеба. Блюдо подаётся с белым твёрдым рисом.

Рецепт 4: Каруру. Солёные креветки подаются вместе с острым соусом, приготовленным из красного перца и бразильского растения киабу.

Распространённое заблуждение считать, что кроме самбы в Бразилии ничего не танцуют. Танцуют! Да еще как.

В начале ХХ века, то есть в разгар каучукового бума, в Бразилии строятся три великолепных оперных театра: в Рио, Сан-Паулу и Манаусе - что в самом центре Амазонии! В этих театрах пел Карузо и танцевала Анна Павлова. Здесь и сейчас за билетами - очередь, а уровень балетной труппы не уступает (представьте себе: не уступает, как сказал Бендер) уровню лучших европейских театров. Заглянув в музей изящных искусств в Рио, я попал на выставку картин из Прадо, а музей искусств в Сан-Паулу имеет в постоянной экспозиции полотна от Эль Греко и Рембрандта до Мане и Пикассо. Жизнь культурная, как и гастрономическая, бьёт ключом.

Однако пора и поужинать.

Рецепт 5: Шуррашко (в российском простонародье "Шарашка"). Это кусочки говядины, нанизанные на металлический стержень, которые жарятся на углях (как наш шашлык). Едят с томатным соусом, луком и перцем. Хорошо идёт с кайпириньей (см. выше Рецепт 1).

Заведение, где подают шуррашко, называется шуррашкария. При входе платишь около 10 долларов, и затем мясо, креветки и овощи валятся на тебя, как из рога изобилия в немеренном количестве. За спиртное надо платить отдельно. Заняв столик, вы идёте к огромному столу с овощами, дарами моря, фруктами и зеленью. Вернувшись с полной тарелкой к своему столу, и слегка подкрепившись, ставите индикатор в рабочее зелёное положение.

Индикатор стоит на каждом столе и представляет собой вертикально расположенный цилиндр с двумя головками - зелёной и красной - напоминая обоюдоострый белый гриб (или кое-что другое похожее). Цилиндр можно повернуть вокруг горизонтальной оси любой головкой кверху. Если красной - то к вам официанты не подойдут, а если зелёной, то начнётся неописуемое.

Сбивая друг друга с ног, к вам ринутся официанты с вертелами, уткнутыми в маленький деревянный поднос. Вертел удерживается правой рукой, в которой также зажат огромный нож, висящей во время диалога с вами прямо над вашей шеей. Один вам предложит вырезку, другой рёбрышко, третий грудинку, четвёртый шашлык из молодого петушка, пятый… и т.д. Выбрав что-нибудь наугад, переворачиваешь индикатор, чтобы прожевать и поговорить с друзьями.

Но стоит его повернуть в другое положение, как вакханалия возобновится. Это усердие, казалось бы, ничем не мотивировано. Мясо уже оплачено, зачем же стараться? А затем, что у заведения должен быть престиж. Не будет его - не будет и заведения. А больше, чем позволяет желудок, всё равно не съешь. И природа, и заведение всё заранее продумали.

Далеко за Ипанемой садится луна, в сумерки погружается ошеломляющий (estupendo) Рио. На пляжах города допоздна играют в футбол юные Пеле и Гаринчи. Сидят у моря влюблённые. Прежде, чем уснуть, можно выйти на берег океана у Копакабаны и заказать кокосовый орех. На ваших глазах дюжий молодец возьмёт орех в левую руку, а в правую возьмёт огромный нож и ловким ударом рассечёт верхушку ореха. Затем вставит в орех соломинку, через которую вы будете цедить приятное кокосовое молочко. Ну а если оно вам не по вкусу, то попробуйте фруктовый салат:

Рецепт 6: Фруктовый салат. Мелко нарежьте папайю и добавьте кусочки ананаса, вымоченные предварительно в соке асеролы. Добавьте большие ломтики кажу, всё как следует, перемешайте с мелко нарезанной гуайявой. Залейте соком маракуйи и дайте салату немного отстояться. Только после этого добавьте чуть-чуть макужи.

Закончу на мажорной ноте стихотворением "Бразильский экстаз", которое я сочинил вскоре после первой поездки в эту страну. В нём курсивом выделены названия местных овощей-фруктов и географические названия…, но не имена местных красоток!

Бразильский экстаз

Не нужно Даши или Маши,
Когда есть рядом абакаши.
Не нужен ром и кока-кола,
Когда под боком асерола.
Не соблазнит шальная баба,
Когда с тобою гуайаба.
Но как-то в девственном лесу
Недалеко от Игуас'у,
Гуляя среди мрачных скал,
Я асеролу потерял:
Её я в воду обронил,
И вскоре я о ней забыл.
О ней я больше не тужу,
И лишь вернусь в Гуаруж'у,
Найду себе маракуж'у
Или каж'у. . .

Владимир Симбирский, 2016, февраль

Продолжение следует...