Если изображения не видно, обновите страницу
А В Г У С Т    Поздравляем с Днём Рождения замечательных участников Капеллы - Николая Корниенко, Елену Кузьмину, Ивана Калюту, Юлианну Дуба, Людмилу Сильнягину!!! Здоровья и благополучия!     С Е Р П Е Н Ь

Сообщения для УНХК

Программа поездки УНХК в Черногорию (новая - авиа)

Подробнее...

Репетиции - Июль-Август.

Подробнее...

ПриглашаеМ 

23 августа, среда. 19.00

НКЦУ. Концерт - 26-ти летию Независимости Украины..

Подробнее...

:
21-23 июля 2017 г.

УНХК поёт в Кисловодске (Кавминводы, Ставрополье)

Подробнее...

Поездка с Капеллой помогла мне встретиться с дядей через 50 лет! (Н.Давыдова)

Подробнее...

1 июля 2017 г.

Поездка Капеллы в село Погост, Рязанская обл.

Подробнее...

20 июня 2017 г.

Украинский музыкальный салон - "Закрытие XXV cезона".

Подробнее...

30 мая 2017 г.

УНХК - 25. Украинский салон "І далі у майбутнє".

Подробнее...

26-28 мая 2017 г.

На Фестивале "Ты, Россия, и сердце, и песня моя!"
(Липецк, Липецкая обл.)

В.Скопенко

И.Старовойтова

29 апреля 2017 г.

УНХК на Фестивале украинской культуры в Твери.

Подробнее...

27 апреля

УНХК - 25. Украинский салон "Пісенні обрії душі".

Подробнее...

28 марта

УНХК - 25. Концерт "Минають дні, минають ночі…".

Подробнее...

Найти на Сайте

Введите в окошко слово (а) для поиска информации на сайте

Обратная связь

E-mail: kapelvita@mail.ru

Подробнее...

Українська
культура
на теренах
Росiйської
Федерацiї
(обзорная статья, В.Скопенко).

Подробнее...

Отчёты НКЦУ в г.Москва и
РОО УМ (2011-2016 гг.)

Подробнее...

Визитная карточка УНХК

Подробнее...

Набор в УНХК Москвы...

Слова, ноты украинских песен

страница РЕПЕРТУАР...

Памяти М.Черешневого...

Памяти Л.Романюк...

Нам пишут

С.Осипова - "Внук нашел прадеда на сайте Капеллы!"

Подробнее...

Наши Авторы

В.Лиходий. "Сайту УНХК
Москвы -10! Идём дальше!
"

Подробнее...

В.Симбирский. "Очерки о Бразилии и не только...".

Подробнее...

22 июня 1941-9 мая 1945

Воспоминания капеллистов о родных, воевавших на войне

Подробнее...

Стихи погибших поэтов...

Подробнее...

Кавминводы Рязань с.Погост
г.Тверь Москва - Липецк, Задонск
Москва - Саранск, Мордовия
Москва - Тула - Ясная Поляна Москва - Сочи - Лазаревское
Москва - Нижний Новгород - Городец Беларусь
Хорватия Латвия Литва
Прибалтика

Франция

Ницца
Австралия Париж Испания
На Фестивале в Оренбурге...

Италия

Германия

Биелла "ЕвропаФест"
Неаполь США, Канада
Фестиваль "Шалом, Израиль!"

Великобритания

Англия Уэльс
Шотландия Закарпатье

Украина

Киев Сумы
Ив.-Франковск Одесса Львов
Фестиваль.П.Муравского Полтава

Польша

Лешно Центральная Европа
Сандомир
Финляндия, Швеция Тверская обл., Селигер

Наши Друзья

Национальный Культурный центр Украины в Москве

Украинский музыкально-драматический театр ЭНЕЙ

Хоровая жизнь Москвы

Библиотека украинской литературы

На Репертуар

Шевченко Тарас Григорьевич (25 февраля (9 марта нов.стиль) 1814, село Моринцы, Киевская губерния, Малороссия, Российская империя - 26 февраля (10 марта нов.стиль)1861, Петербург, Российская империя), выдающийся украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Тарас Шевченко — основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи.

Родился 9 марта 1814 в селе Моринцы Киевской губернии (ныне Звенигородский район Черкасской области) в семье крепостного крестьянина помещика П.В.Энгельгардта. Через два года родители Тараса переселились в село Кирилловку, где он провел детство. Мать Тараса умерла в 1823г., в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. В 1825г., когда Шевченко шел 12-й год, умер и его отец.

С этого времени начинается тяжелая, кочевая жизнь беспризорного ребенка, сначала у учителя-дьячка, затем у соседних маляров. В школе дьячка Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приемами рисования. С 14 лет Тарас служил "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта. Через год Тарас служил в доме помещика в Вильно, а с его переездом в столицу в начале 1831г. - в Петербурге. В обязанность Тарасу вменялось сидеть в прихожей, ожидая, пока его позовет помещик и прикажет подавать трубку. От скуки он спасался песнями и рисованием. Обнаружив способности мальчика к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832г. в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" В.Ширяеву.

В праздники юноша посещал Эрмитаж, срисовывал статуи в Летнем саду, где в 1836г. и познакомился с земляком - украинским художником Иваном Сошенко, Тот свел его с еще одним земляком, поэтом Евгением Гребинкой, после чего уже вдвоем они познакомили Шевченко с секретарем Академии искусств Василием Григоровичем, со знаменитыми художниками Алексеем Венециановым и Карлом Брюлловым, а также с величайшим российским поэтом и учителем царских детей Василием Жуковским, которые весной 1838г. выкупили молодого поэта из крепостных. Произошло это 22 апреля 1838г.

Перед Шевченко открылись двери в широкий мир науки и искусства. Оформившись студентом Академии искусств, Шевченко стал любимым учеником и товарищем К.П.Брюллова. Будучи уже неплохим портретистом, он освоил мастерство гравюры и проявил отличные способности как график и иллюстратор. Одновременно Шевченко целенаправленно работал над пополнением своего образования, жадно читал произведения классиков мировой литературы и увлечённо знакомился с историей и философией. По окончании Академии (в феврале 1847) Шевченко был утвержден на должность учителя рисования Киевского университета.

Годы 1840-1847 - лучшие в жизни Шевченко. В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 году в Петербурге был опубликован первый украинский сборник стихов Шевченко под названием "Кобзарь", небольшой сборник, начавший новую эпоху в истории украинской литературы. В 1842 году вышли "Гайдамаки" - самая крупная его работа. Другие значительные произведения этого периода - поэмы "Катерина" (1838), "Слепая" (1842), "Бесталанный" (1844), "Наймичка" (1845), драма "Назар Стодоля" (1843). Политические поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845) проникнуты революционным духом, обличают самодержавие. В политическом завещании народу - стихотворении "Как умру...." ("Завещание", 1845) - открыто выражен призыв к свержению самодержавия. В 1843 году Шевченко получил степень свободного художника.

В 1842 году, путешествуя по Малороссии, он познакомился с княжной Репниной, женщиной доброй и умной, которая принимала впоследствии, во время ссылки Шевченко, самое теплое в нем участие. Однако не суждено было поэту жить-поживать да добра наживать. В 1846 году он вступил в формировавшееся тогда в Киеве тайное Кирилло-Мефодиевское общество. Уже через год участники общества были арестованы. Более всего досталось Шевченко - за свою поэму "Сон", в которой он высмеивал императорское семейство, он был отправлен рядовым в Оренбургский отдельный корпус с особой царской резолюцией о запрете писать и рисовать.

Орская крепость, куда сначала попал Шевченко, представляла собой тогда грустное и пустынное захолустье. "Редко, - писал поэт, - можно встретить подобную бесхарактерную местность... Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнаженные серые горы и бесконечная Киргизская степь"... "Все прежние мои страдания, - писал Шевченко в другом письме, - в сравнении с настоящими были детские слезы. Горько, невыносимо горько".Более всего тяготило Шевченко запрещение писать и рисовать,особенно последнее.

Не зная лично Гоголя, поэт решился написать ему "по праву малороссийского виршеплета". "Я теперь, как падающий в бездну, - писал он, - готов за все ухватиться. Ужасна безнадежность! Так ужасна, что одна только христианская философия может бороться с ней". Послал Шевченко трогательное письмо и Жуковскому с просьбой об исходатайствовании ему только одной милости - права рисовать. Хлопотали за него в этом смысле и другие, однако помочь Шевченко оказалось невозможным - запрещение рисовать не было снято с него до самого освобождения.

Первые три года были очень тягостны. Потом пошли разные облегчения, благодаря доброте коменданта Ускова и его жены, которые полюбили Шевченко за его мягкий характер. Не имея возможности рисовать, поэт занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией, которая, впрочем, по тем временам стоила дорого. В Новопетровском Шевченко написал несколько повестей на русском языке - "Княгиню", "Художник", "Близнецы" (изданных впоследствии "Киевской Стариной").

В ссылке Шевченко пробыл с июня 1847 по август 1857 и был освобожден после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Шевченко и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений. В цикле "В каземате" (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощенному народу, а в других стихах — чувство братской любви ко всем угнетённым народам (например, к казахам в стихотворении "Топор был за дверью у господа бога..." 1848). Наконец в 1857 году, благодаря настойчивим ходатайствам за него вице-президента Академии Художеств графа Ф.П.Толстого и его супруги, графини А.И.Толстой, Шевченко был освобожден.

По дороге в Петербург Шевченко вынужден был задержаться в Нижнем Новгороде, так как ему был запрещен въезд в обе столицы. Здесь была написана поэма "Неофиты" (1857), триптих "Доля", "Муза", "Слава". Произведения 1857—1861 — вершина поэзии Шевченко, теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (общественно- политическим, философским), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии. В 1860 написал смелое и сильное стихотворение "Свете тихий! Свете ясный!..".

Друзья Шевченко добились для него разрешения жить в Петербурге, и по приезде туда он оказался в центре внимания. Сблизился с кругом "Современника", "Искры", со многими русскими и польскими революционными демократами (Чернышевским, Курочкиным и др.). Превосходный поэт, Шевченко был и талантливым художником. При этом Шевченко работал в отраслях станковой живописи, графики, монументально-декоративного оформления и скульптуры, в совершенстве владел техникой акварели, масла, офорта, рисования карандашом и пером. Он создал более тысячи художественных произведений. Интересно, что в 1859-1860 гг. он создал офорты с произведений зарубежных и российских художников, за что получил звание Академика гравировки.

Однако, и тяготение к поэтическому слову у Шевченко было настолько сильным, что его ничто не в состоянии остановить - ни цензура, ни физические запреты , ни жизненные лишения, ни казематский надзор. Не случайно, видимо, поэт так записал в своем "Дневнике": "Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись - моя будущая профессия... И вместо того... я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы...". Многие произведения Шевченко положены на музыку Н.В.Лысенко (см. его сб. "Музыка к "Кобзарю" Шевченко") и другими украинскими (К.Г.Стеценко, Я.С.Степовый, С.Ф.Людкевич и др.) и русскими (М.П Мусоргский, П.И.Чайковский, С.В Рахманинов) композиторами. Стихотворения "Думи мої, думи мої", "Заповiт" ("Завещание"), начало баллады "Порченая" ("Реве та стогне Днiпр широкий", музыка Д.Я.Крыжановского), "Садок вишневий" стали народными песнями; "Завещание" вошло в круг революционных песен.

В 1859г. поэт побывал на родине. Тут у него возникла мысль купить себе усадьбу над Днепром. Было выбрано красивое место под Каневым, о приобретении которого Шевченко усиленно хлопотал. Однако поселиться ему здесь так и не довелось - тяжелые годы ссылки ослабили организм поэта, и в конце февраля 1861 года он скончался. Смерть Тараса Григорьевича Шевченко была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, представители украинской, польской и греческой общин Петербурга. Не приехали только родственники с Украины - у братьев Иосифа, Микиты и сестры Ярыны не было средств на дорогу. Академик Шевченко лежал в соответствующем его сану дорогом деревянном гробу, который перед захоронением поместили в металлический ящик, чтобы земля не повредила ни тело, ни дерево, потому что со временем прах Шевченко предстояло вернуть в Украину. Н.А.Некрасов написал стихотворение "На смерть Шевченко". А.И.Герцен поместил в "Колоколе" проникновенный некролог.

Несмотря на то, что Тарас Шевченко отбыл положенные 10 лет ссылки, он так и не был реабилитирован и продолжал считаться политическим преступником, за которым велось наблюдение. Поэтому на захоронение неблагонадежного Шевченко в Украине требовалось официальное разрешение властей. Друзья решили похоронить его в Петербурге, а после оформления разрешения определиться с постоянным местом захоронения. Уже в день смерти Тараса Шевченко в Петербурге его друзья, члены украинской общины художник Г.Честахивский, братья-литераторы Михаил и Александр Лазаревские решили, что должны во что бы то ни стало выполнить последнюю волю поэта и похоронить его в Украине. Об этом Шевченко просил в "Заповiтi" и не раз рассказывал Честахивскому о каневской Чернечьей горе, на которой мечтал поставить себе хату.

Вначале Шевченко похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Но в мае этого же года его прах был перевезен на Чернечу (теперь Тарасову) гору неподалеку от Канева. Таким образом сбылось пожелание поэта, о котором он написал в своем "Заповіті" ("Завещании"):

Як умру, то поховайте
Мене на могилі,
Серед степу широкого,
На Вкраїні милій:
Щоб лани широкополі,
І Дніпро, і кручі
Було видно, - було чути,
Як реве ревучий!”
. . .
І мене в сім'ї великій,
В сім'ї вольній, новій
Не забудьте пом'янути
Незлим тихим словом.

Источники: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/123/520.htm
http://www.hrono.info/biograf/shevchen.html
http://javot.net/nitka/31.htm