11. 01. 1992      УНХК Москвы    25

Перейти на юбилейную страницу...

"Моё признание в любви Капелле…" пишите на kapelvita@mail.ru

Если изображения не видно, обновите страницу
И Ю Н Ь    Поздравляем с Юбилеем  яркую, талантливую Наталью Хворостину (сопрано)!!!  Поздравляем с Днём Рождения замечательных участников Капеллы - Владимира Захарова, Любомиру Колодезную, Валентину Сухотину, Людмилу Скоромную, Надежду Башкатову, Еву Косс, Геннадия Новосёлу, Нелли Давыдову, Татьяну Метелешко!!! Здоровья и благополучия!     Ч Е Р В Е Н Ь

Сообщения для УНХК

Июнь - наши Дни Рождения.

Подробнее...

План творческих поездок Капеллы (Рязань, Ессентуки, Черногория).

Подробнее...

ПриглашаеМ 

Следите за СООБЩЕНИЯМИ!

:
30 мая 2017 г.

НКЦУ. УНХК - 25. Укр. муз. салон "І далі у майбутнє".

Подробнее...

26-28 мая 2017 г.

УНХК на Фестивале "Ты, Россия, и сердце, и песня моя!" (г.Липецк, Липецкая обл.).

Подробнее...

29 апреля 2017 г.

УНХК на Фестивале украин-ской культуры в Твери.

Подробнее...

27 апреля

НКЦУ. УНХК - 25. Укр. муз. салон "Пісенні обрії душі".

Подробнее...

28 марта

НКЦУ. УНХК - 25. Укр. муз. салон "Минають дні, минають ночі…".

Подробнее...

28 февраля 2017 г.

НКЦУ. "І знов весна, і знов надія!".К 25-летию УНХК и Украинского муз. салона .

Подробнее...

31 января 2017 г.

НКЦУ. Концерт "Ювілейна світлина". К 25-летию УНХК и Украинского муз. салона .

Подробнее...

7-8 января 2017 г.

Єднаймося, люба родино!УНХК в Саранске, Мордовия.

Подробнее...

Найти на Сайте

Введите в окошко слово (а) для поиска информации на сайте

Обратная связь

Написать письмо -
E-mail: kapelvita@mail.ru

Нам написали

Памяти М.Черешневого...

Памяти Л.Романюк...

Подробнее...

Українська
культура
на теренах
Росiйської
Федерацiї
(обзорная статья, В.Скопенко).

Подробнее...

Отчёты НКЦУ в г.Москва и
РОО УМ (2011-2016 гг.)

Подробнее...

Визитная карточка УНХК

Подробнее...

Поёт УНХ Капелла Москвы.

Послушать...

Слова, ноты украинских песен -
страница РЕПЕРТУАР.

Подробнее...

Набор в УНХК Москвы

Подробнее...

Нам пишут

С.Осипова - "Внук нашел прадеда на сайте Капеллы!"

Подробнее...

ПАМЯТИ Е.ЕВТУШЕНКО. Стихи.

Подробнее...

Наши Авторы

В.Лиходий. "Сайту УНХК
Москвы - 10
лет! Идём дальше!"

Подробнее...

В.Симбирский. "Очерки о Бразилии и не только...".

Подробнее...

Наши дети.

Подробнее...

Кулинария.

Подробнее...

Москва - Липецк, Задонск
Москва - Саранск, Мордовия
Москва - Тула - Ясная Поляна Москва - Сочи - Лазаревское
Москва - Нижний Новгород - Городец Беларусь
Хорватия Латвия Литва
Прибалтика

Франция

Ницца
Австралия Париж Испания
На Фестивале в Оренбурге...

Италия

Германия

Биелла "ЕвропаФест"
Неаполь США, Канада
Фестиваль "Шалом, Израиль!"

Великобритания

Англия Уэльс
Шотландия Закарпатье

Украина

Киев Сумы
Ив.-Франковск Одесса Львов
Фестиваль.П.Муравского Полтава

Польша

Лешно Центральная Европа
Сандомир
Финляндия, Швеция Тверская обл., Селигер

Наши Друзья

Национальный Культурный центр Украины в Москве

Украинский музыкально-драматический театр ЭНЕЙ

Хоровая жизнь Москвы

Библиотека украинской литературы

Культурно-просветительская программа

Региональной общественной организации "Украинцы Москвы"

"Международные маршруты УНХК Москвы"

Капелла на V всеукраинском фестивале театрального искусства
"В гостях у Н.В.Гоголя" (апрель 2010)

Полтава, Украина (апрель 2010)

(продолжение)

Главную роль в спектакле - молодую девушку Марусю Чурай - сыграла солистка капеллы Ирина Лукшина, а участники капеллы играли и пели в спектакле украинские песни. Премьера спектакля, поставленного главным режиссёром театра, лауреатом международных конкурсов Николаем Решетняком, директором театра Ларисой Билан и руководителем Украинской народной хоровой капеллы Москвы заслуженным деятелем культуры России и Украины В.И.Скопенко состоялась в конце марта в Москве в Культурном центре Украины. Участие в этом проекте было очень интересным и помогло всем членам капеллы приобрести актёрские навыки и новый театральный опыт. Спектакль прошёл в Полтаве с большим успехом.

А днём раньше Капелла дала большой концерт в Полтавском национальном педагогическом университете им.В.Г.Короленко. Прозвучала духовная музыка, песни украинских композиторов и народные украинские песни. В концерте выступили солисты капеллы Ирина Лукшина, Дмитрий Ромко, Юрий Карпов, ансамбль капеллы. Замечательная певица Лариса Билан, уроженка Полтавы (в зале присутствовала её мать) исполнила с капеллой песню композитора Анатолия Кос-Анатольского "Чотири воли пасла я". Выступление капеллы никого не оставило равнодушным и зрители устроили нам овацию. Московский коллектив очень тепло приветствовали организаторы фестиваля: жена губернатора Полтавы Валентина Михайловна Осадчева, ректор Педагогического университета Николай Иванович Степаненко, руководитель Полтавского симфонического оркестра народный артист Украины Виталий Михайлович Скакун. А после спектакля помимо дипломов коллективу подарили большой красивый и вкусный каравай, каждому досталось по солидному куску.

Организаторы фестиваля предоставили коллективу свой автобус, и мы совершили экскурсию по Полтаве. Мы побывали в центре города на Ивановой горе, где посетили музей-усадьбу украинского писателя И.П.Котляревского, Свято-Успенский собор, побывали у Монумента Славы, памятника Т.Г.Шевченко, памятника Н.В.Гоголю и у памятника народной героини Украины, полтавчанки - Маруси Чурай.

Запомнилось, конечно, посещение музея Полтавской битвы. На историческом поле битве между царской армией Петра I и шведской армией Карла XII, которая произошла в июне 1709 года. С 1909 года действует музей, который рассказывает про перипетии баталии.

С 1981 года историко-культурный заповедник "Поле полтавской битвы" - единственный музей Украины, который входит в Международную ассоциацию военно-исторических музеев мира под эгидой ЮНЕСКО.

В 2009 году здесь широко отмечалось 300-летие победы русских войск над шведами. В 9-ти экспозиционных залах музея представлены бесценные реликвии: холодное и огнестрельное оружие XVII-XVIII ст., одежда Петра І, личный царские вещи, боевые знамена, древние картины, гравюры и т.д. На высоком кургане находится мемориальный комплекс и братская могила воинов, погибших в ту битву.

На гастроли в Полтаву поехал в этот раз почти весь коллектив капеллы, нас было 45 человек. Коллектив дружный, мы много пели и вечерами в гостинице, и в дороге - в поезде. Все надолго зарядились радостью и положительной энергией.

Прекрасная поездка! Спасибо всем участникам капеллы и нашим руководителям - Виктории Ивановне Скопенко, Николаю Николаевичу Решетняку и Ларисе Александровне Билан.

Полина Белова, альт, апрель 2010 года

Посмотреть: Фотоколлекция поездки (П.Белова, Н.Корниенко)

Назад на "ГАСТРОЛИ"

Маруся, любовь и Полтава...                              Гетьманская Украина

(продолжение)

Впервые Полтава упоминается в летописи в 1147 году как село на реке Лтава (отсюда, видимо, и пошло название Полтава), но точно неизвестно, где оно располагалось. После татаро-монгольского нашествия в 1240 году поселение было полностью разрушено и до 15 века ни одного упоминания о нем нигде не встречалось. В 15 веке опять упоминается Полтава, находившаяся тогда под властью Княжества литовского. С 1559 г. она в составе Польши, а с 1667 г. в составе России. В 16 веке на Полтавщине было около 300 селений, а в 1641 г. в исторических документах Полтава уже упоминается как город, в котором насчитывается 812 хозяйств. Это был немалый город!

Все тогда было пронизано идеей свободы и независимости, ею дышали как воздухом, и в 17 веке козачество Украины начало освободительную войну против Польши, в которой Полтава сыграла ключевую роль. Она стала военно-административным центром в составе Гетьманской Украины (1648-1775 годы). Вся территория Полтавщины была поделена на военно-территориальные единицы, так называемые полки. Полтава - один из главных районов Левобережья Украины, надежный тыл, отсюда идет снабжение, пополнение резервами, людьми, оружием армии Богдана Хмельницкого. Многие полтавчане стали героями этой войны - Нестор Морозенко, Мартин Пушкарь, Иван Искра многие другие.

Время было смутное - с востока набеги татаро-монголов, с юга напирали турки, а с запада поляки упорно бились за право владеть Украиной. Козачество левобережья отчаянно боролось за независимость и свободу, но силы были не равны и без чьей-либо помощи справиться с врагами было невозможно. Состоялась Переяславская Рада, козачество во главе с Богданом Хмельницким приняло решении, и с 1667г. Полтава вместе с Левобережной Украиной вошли в состав России. Сейчас модно обсуждать этот факт - правильно ли тогда поступил Богдан Хмельницкий, а если бы да кабы… По-разному можно относиться к этому, но решение было принято, и исторический факт свершился. Думаю, что за всю историю, наверно, только вот эти-то 22 года (1648-1767) Украина и была по-настоящему независимой. Вроде небольшой срок, а сколько сил было положено для установления государственности страны. Нынешняя независимость Украины длится всего лишь 19 лет (1991-2010) - это меньше, чем во времена Гетьманской Украины и дается стране не менее тяжело и совсем не просто, но эта дорога ведет вперед. Отчего же мы так нетерпеливы, суетимся, критикуем, ждем чуда много и сразу...

Маруся

Но вернемся сейчас в 17 век. Нашей героине Марусе Чурай пришлось жить как раз в это благословенное время Гетьманской Украины. История ее жизни - это и загадка, и тайна, многое дошло до нас через века, из уст в уста, документальных свидетельств сохранилось крайне мало. Но ее талант и трагическая судьба не оставила равнодушными многих историков, поэтов, драматургов. О ней писали стихи, ставили пьесы, писали прозу. А талантливая современная украинская поэтесса Лина Костенко вдохновенно написала о ней целый роман в стихах - замечательную поэму "Маруся Чурай", за что была удостоена Шевченковской премии в 1987г. Ее стоит прочесть в подлиннике: замечательные стихи, хорошее знание материала и высокая степень проникновения в духовный мир героини. Читать ее легко и интересно: стихи льются плавно как ручеек, вызывая бурю эмоций.

Маруся Чурай - легенда того времени, украинская народная поэтесса, композитор, певица. Она родилась в Полтаве в 1925 году. Отец ее - Гордей Чурай был честным козаком, храбро сражался против поляков, а попав к ним в плен, был прилюдно казнен на площади в Варшаве. Маруся была необычной девушкой: предания рассказывают, что красоты она была необыкновенной. Еще необычнее были ее таланты: она писала стихи, придумывала к ним мелодии и тут же их исполняла. И исполняла так, что эти песни сразу запоминались и расходились в народе. Их пели везде и всюду, в поле, на вечорницах, в походах. Надо сказать, что Маруся даже в повседневной жизни часто говорила стихами, они лились из нее легко, словно простая речь. Многим парням разбила она сердце, особенно страстно и преданно всю жизнь любил Марусю храбрый козак Иван Искра, сын известного гетмана Якова Искры. Но Марусино сердце принадлежало другому молодому красивому козаку Григорию Бобренко. Маруся любили всей душой, посвящала ему стихи, ждала с войны, из походов и, конечно же, хотела быть с ним всегда. Но, вернувшись из похода Грыць (так называет его Маруся во многих песнях) под влиянием своей матери, которая была против его брака с Марусей, сватает другую дивчину, более состоятельную. Лина Костенко в своей поэме считает его слабохарактерным, попавшим под влияние матери, но как знать, может он вовсе и не любил Марусю?

Можно себе представить чувства 27-летней девушки, верно ждавшей суженного из похода и так жестоко обманутой. А ведь это был 1652 год, и людская молва давно записала ее в старые девы, но не это печалило Марусю. Она любила Грыця всей душой и хотела быть только с ним.

Бо ж річ не в тім - женився, не женився,
прийшов, пішов, забув чи не забув.
А в тому річ, коли він так змінився?
Чи, може, він такий і зроду був?

Боль в сердце была настолько сильной, что Маруся даже пыталась утопиться в Ворскле, но ее спас Иван Искра, он жалел ее, страдал вместе с ней, и так же как она был несчастлив со своей неразделенной любовью. Возможно, все бы и обошлось, но как-то пригласили добрые люди Марусю на вечорницы, на которых был и Григорий со своей молодой невестой. Этого Марусино сердце не выдержало, боль была такой сильной, что в душе ее возникла страшная идея мести.

Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці,
Бо на вечорницях дівки чарівниці!
Котрая дівчина чорні брови має,
То тая дівчина усі чари знає.

У неділю рано зіллячко копала,
А у понеділок переполоскала,
Прийшов вівторок - зіллячко варила,
А в середу рано Гриця отруїла.

Як прийшов четвер - та вже Гриць помер.
Прийшла п'ятниця - поховали Гриця.
А в суботу рано мати дочку била:
"Нащо ти, дочко, Гриця отруїла?"

"Ой мамо, мамо, Гриць жалю не має,
Нащо ж Гриць, мамо, разом двох кохає!
Нехай він не буде ні їй, ні мені,
Нехай достанеться Гриць сирій землі!

Оце тобі, Грицю, я так і зробила,
Що через тебе мати мене била!
Оце ж тобі, Грицю, за теє заплата -
Із чотирьох дощок дубовая хата!"

Как ей удалось заманить его к себе и почему он пришел, не знает никто: может пожалел ее, может испугался, а может соскучился? Эта встреча была роковой для него: Маруся напоила его приготовленной отравой, и, вернувшись, домой, промучившись три дня в страшных мучениях, Грыць умер. Маруся была арестована, нашлись свидетели, видевшие как Грыць вечером тайком пробирался к Марусе. Состоялся суд - обстоятельный и нескорый.

Оскаржену Марусю Чураївну тоді суддя суворо запитав, -
коли, чого і для якой причини таке незбожне діло учинила?
Але вона ні слова не сказала, усправедливлень жодних не дала,
тілько стояла, яко з каменю тесана. Тоді громада загула прелюто:
- Вона ж свій злочин визнала прилюдно!
Бо, як до Гриця, мертвого, припала, казала все:
- як зілля те копала, як полоскала, як його варила,і як уранці Гриця отруїла.
Вона ж співала, наче голосила, на себе кари божої просила.
Співала так, як лиш вона уміла! А потім враз - неначе заніміла.

Лина Костенко настолько интересно и подробно описывает ход суда, показания свидетелей, словно она присутствовала там. Свидетелей много, они разные: кто жалеет старую Бобренчиху, потерявшую единственного сына, а кто и защищает Марусю:

"… Відтак, уже не ставлений ніким,прийняв присягу Шибилист Яким.
- Даруйте... я... незвичка промовляти,Хотів сказати річ іще таку:
Марусю знаю ще із немовлятиі Гриця знаю ще у сповитку.
Он там сидить та бідна Чураїха. Чи на суді була вона коли?
Проз їхній двір тоді я саме їхав,коли Грицька на цвинтар повезли,
Чи рвала мати так на собі коси, як задзвонили по його душі?
Та він же їй як рідний син і досі, у них і виріс там на шпориші.
Вона ж свою дитину годувала та вже й сусідську бавила, чужу.
Бобренчиха ж тим часом воювала - за курку, за телицю, за межу.
Все нiколи. То в них і повелося: сьогодні ситий, бо учора їв.
То те дитя й на ноги зіп'ялося, і розуму дійшло у Чураїв.
Коли ж у Гриця вибилось навусся і Чураївна стала на порі,
то полюбилась хлопцеві Маруся,- могли б лише радіти матері.
Воно на те й заходилось спочатку. Грицько пішов тим часом у похід.
Попідростали верби і дівчатка,-про це в суді, можливо б, і не слід,-
але ж Маруся так його чекала, такі літа одна перебула!
Нікому ні руки не шлюбувала, ані на кого й оком не вела.
Грицько ж, він міряв не тією міркою. В житті шукав дорогу не пряму.
Він народився під такою зіркою, що щось в душі двоїлося йому.
Від того кидавсь берега до того. Любив достаток і любив пісні.
Це як, скажімо, вірувати в бога і продавати душу сатані.

И снова Иван Искра, верный друг, страдая от неразделенной любви к Марусе, все равно пытается спасти ее:

Що скажуть райці, лавники і возний? Як це здається, пане войте, вам? -
Підвівся Іскра, полковий обозний, син Остряниці Якова, Іван.
(Загине теж, в бою заживши слави, в недовгім часі після Пушкаря,
вертаючи до попелу Полтави з посольства до московського царя).
Увесь блідий, аж під очима чорно. - Я прошу, люди, вислухать мене.
Багато слів страшних тут наговорено. Ніхто не говорив про головне.
Я, може, божевільним тут здаюся. Ми з вами люди різного коша.
Ця дівчина не просто так, Маруся. Це - голос наш. Це - пісня. Це - душа.
Коли в похід виходила батава,- її піснями плакала Полтава.
Що нам було потрібно на війні? Шаблі, знамена і її пісні.
Звитяги наші, муки і руїни безсмертні будуть у її словах.
Вона ж була як голос України, що клекотів у наших корогвах!
А ви тепер шукаєте їй кару. Вона ж стоїть німа од самоти.
Людей такого рідкісного дару хоч трохи, люди, треба берегти!

Маруся в тюрьме пишет свои новые стихи: щемящие, последние.

Світає, господи, світає... Земля у росах, як в парчі.
Маріє, Діво Пресвятая, це ти так плакала вночі?
Якісь он квіти, сині-сині на голу цеглу повились.
Спиває ранок по росині, як в нас під хатою колись.
Тюремник виповз на прогулянку. Проходить варта по двору.
Як швидко ніч оця прогулькнула! Сьогодні вранці я умру.

Финальные строки поэмы настолько щемящие, что невозможно не процитировать их:

Іван приходив. Так, посидів мовчки. Устав, пішов, оглянувся з воріт.
Лише весна укинулась в листочки, підняв їх знову гетьман у похід.
Заграли знову труби до походу, війнуло громом з Тясьмина-ріки.
Богдан підняв козацтво за свободу, універсалом обіслав полки.
І я, котрій давно вже все байдуже, уже нічим я сльози не впиню.
Прощай Іване, найвірніший друже, шляхетна іскро вічного вогню!
Виходить полк. Іван під корогвами. І я край шляху осторонь стою.
Моя душа здригнулася словами. Співають пісню, боже мій, мою!
І "Зелененький барвіночку", й "Не плач, не журися,
а за свого миленького богу помолися".
І про того козаченька, що їхав за Дeсну.
"Рости, рости, дівчинонько, на другую весну!"
І про воду каламутну, чи не хвиля збила.
І про тую дівчиноньку, що вірно любила.
І про гору високую, і про ту криницю...
Дівчата вчора берегом ішли, та й заспівали: "Ой не ходи, Грицю".
А я стояла... Що ж мені, кричати?... Які мені сказати їм слова?...
Дівчаточка, дівчатонька, дівчата! Цю не співайте, я ж іще жива.

Суд признает Марусю виновной и приговаривает к смертной казни. Однако в последний момент перед казнью, прервав чтение приговора, на помост влетел взмыленный всадник с указом от Богдана Хмельницкого: за голову Маруси Чурай засчитать голову отца ее Гордея Чурая, отрубленную врагами, и ради прекрасных песен, которые она сочинила, Марусю Чурай освободить!

Дальше следы Маруси теряются: говорят она ушла из города, где все напоминало ей о Грыце, о том, что его больше нет, ушла от пересудов, позора… странствовать, несколько лет прожила и умерла в одном из русских монастырей. По другому варианту она, заразившись чахоткой еще в тюрьме, умерла здесь же в Полтаве через год в 1653 году. К сожалению, до нас дошло очень мало документальных свидетельств того времени. Безжалостный пожар 1658 г., когда горела вся Полтава, поглотил канцелярию о жизни и смерти Маруси Чурай. До нас ее жизнь дошла в легенде.

Есть ученые, которые задают вопрос: А была ли Маруся? То, что Маруся Чурай является реальным историческим лицом, не вызывает сомнений у многих исследователей. Сохранился альбом, который принадлежал одному бухгалтеру, датированный от 1853 г. В нём в от руки записано 8 песен Маруси Чурай. После них сделана приписка: "Песни написаны Марусей, дочерью бравого полтавского урядник Гордея Чурая". К сожалению, утеряна значительная часть архива Г. Квиткы-Основьяненко, который очень интересовался жизнью Маруси Чурай, где было собрано много свидетельств, касающихся жизни украинской поэтессы и певицы своего времени. Я думаю, какие еще нужны доказательства, если есть главное - ее песни. Мы поем их через 350 лет, значит Маруся была! Была именно такая, как в памятнике в центре Полтавы: нежная, красивая, грустная и недосягаемая.

Мы едем в Полтаву!

Ура, наша Украинская капелла едет в Полтаву! И не просто так, а на 5-ый Всеукраинский фестиваль театрального искусства "В гостях у Николая Васильевича Гоголя". Несколько месяцев назад Крикуненко Виталий Иванович озвучил идею поставить спектакль по поэме Лины Костенко "Маруся Чурай". Воплотить ее взялись Решетняк Николай Николаевич - художественный руководитель и режиссер Украинского музыкально-драматического театра антрепризы "Эней", Решетняк Лариса Александровна - директор этого же театра и Скопенко Виктория Ивановна - художественный руководитель Украинской народной хоровой капеллы Москвы. Ну и мы, конечно, хористы капеллы, теперь можно называть себя артистами - ведь в спектакле играем мы.

Позади репетиции по нескольку часов, усталость, слезы, истерики, накладки, проблемы, и вот спектакль готов. В роли Маруси - Ира Локшина, девушка, безусловно, талантливая, она хорошо понимает, о чем говорит, сердце замирает от ее пронзительности и искренности. В роли народа - мы, капелла, почти у каждого есть своя хоть небольшая реплика, все волнуются, переживают. С Грыцем сложнее - постоянного артиста нет, по очереди играют молодые ребята из хора - из тех, кто есть в наличии на данный момент.

На вокзале в Полтаве нас встречает сам директор театра им.Н.В.Гоголя Андриенко Алексей Николаевич. Театральный автобус, верный друг на все 3 для нашего пребывания в Полтаве быстро доставляет нас в гостиницу, а затем в Национальный педагогический университет им Короленко. В этом университете в разное время учились известные педагоги Сухомлинский и Макаренко, работал этнограф, композитор Верховынец и многие другие известные люди. И здесь у нас сегодня дружественный концерт для студентов. Немного волнуемся: как современная украинская молодежь воспримет наш народный репертуар, но … все проходит самым лучшим образом. Ребята принимали нас так тепло, и многие песни просто пели вместе с нами. А после концерта самая приятная часть каждого путешествия - экскурсия по достопримечательностям!

Достопримечательности Полтавы

Самое интересное сооружение в городе это, конечно, Круглая площадь. Заложена она была в 1804 в связи с преобразованием Полтавы в административный центр Полтавской губернии. По рассказам заложена она была на историческом месте: это место встречи полтавчан и Петра I с армией после Полтавской битвы. Это площадь круглой формы диаметром 375 м с восемью улицами, расходящимися радиусами во все стороны, каждая улица вела к собору, монастырю или колокольне. В центре площади на пересечении всех восьми улиц возвышается монумент Славы в честь победы над шведами в Полтавской битве. Это 16-тиметровая колонна с позолоченным орлом на самом верху. Вокруг площади по кругу были возведены 8 главных городских и губернских учреждений: дом Полтавских губернских присутственных мест; дом Полтавского гражданского губернатора, дом Полтавского вице-губернатора, дом Малороссийского почтамта, дом Полтавского дворянского собрания, уездные присутственные места, губернская гимназия. Большая часть зданий была построена по проектам петербургского архитектора Андреяна Захарова.

Во время войны вся площадь была разрушена, но практически все строения были восстановлены в первоначальном виде. Интересно, что во все здания нет входов со стороны площади, и в сочетании с большими размерами площади они смотрятся очень целостно и красиво. Сначала планировали расположить рынок на площади, но после возведения Монумента славы передумали и засадили центр площади деревьями. Получился очень милый, уютный сквер-парк в центре города. Конечно, время внесло свои коррективы, и сейчас в некоторых деталях площадь отличается от первоначального проекта, но в целом этот ансамбль смотрится очень гармонично. Ротонда дружбы народов или Белая беседка построена на месте бывшей Сампсоньевской беседки. Высокая белая колоннада, расположенная на обрыве над рекой Ворксла, открывает великолепный вид на город и окрестности.

Про катакомбы

Полтавские катакомбы - это удивительные подземные ходы, соединяющие под землей разные части старого города. Около 2 веков назад во время строительства полтавчане обратили внимание на наличие неких провалов в земле. При ближайшем изучении выяснилось, что это довольно разветвленная сеть подземных ходов в разных местах Полтавы, особенно в возвышенной части города. Проходы располагались на глубине от 6 до 12 метров под землей. Они имели слуховые окна и окошки для кондиционирования воздуха. В некоторых жилых домах стали находить заложенные кирпичами входы и выходы в эти катакомбы. Даже в настоящее время при строительстве новых домов периодически натыкаются на пустоты и подземные ходы. Кем, когда и для чего были вырыты эти ходы - доподлинно неизвестно до сих пор. Современные ученые предполагают, что эти катакомбы были вырыты казаками в 16-17 веках для защиты от набегов крымских татар и Золотой Орды. Ходит байка, что они были вырыты шведами для взятия Полтавской крепости! Однако, учитывая, что дело это непростое и небыстрое, эта теория представляется ученым сомнительной.

Очень активно в конце 19 века изучал катакомбы Иван Зарицкий. При строительстве фундамента Спасской церкви на Александровской улице были обнаружены неизвестные ранее ходы в катакомбы, которые были тщательно исследованы археологами. Они прошли по целой сети туннелей местами высотой до двух! метров, в некоторых местах стены были укреплены кирпичной кладкой. Тоннели разветвлялись, пересекались, но конец их так и не удалось найти - очень много завалов. Были найдены вещи, посуда, монеты - все не древнее 17 века. В одной из пещер было даже найдено 50 бутылок с древним вином! Много домыслов, слухов и предположений существует об этих катакомбах, но каких-либо серьезных археологических документов, проливающих свет на эту загадку найдено не было. К моему удивлению, полтавчане не очень много знают об этих катакомбах, и на мои вопросы чаще всего спрашивали с удивлением: "А что это такое?". В настоящее время большинство проходов либо завалены, либо снесены при строительстве домов, есть один запечатанный ход на Первомайском проспекте. Похоже, что их изучением в настоящее время практически не занимаются, во всяком случае, информации об этом нет, кроме как из путеводителя и книг по истории Полтавы.

Наполненные знаниями и впечатлениями о Полтаве проводим замечательный вечер в гостинице: собираемся все на всенародный праздник - День рождения Ларисы Лаптевой. Праздничный стол в вестибюле 3 этажа, поздравления, песни, стихи, две Ларисы в тельняшках и в обнимку и экспромтом устроенный конкурс "Минута славы", на котором каждый хорист, страшно волнуясь, спел свое заветное соло.

Полтавская битва

Утром следующего дня приводит всех нас в рабочий тонус. Сегодня очень волнующий день - вечером генеральная репетиция и премьера спектакля "Маруся Чурай". А с утра, сразу после вкуснейшего завтрака в гостинице - экскурсия в музей Полтавской битвы. Пока автобус делает круг почета по Круглой площади и быстро доставляет нас за город на место Полтавской битвы, немного предыстории.

Первым начали не мы, а, конечно же, шведский король Карл ХII. После того, как Петр I отвоевал у Карла часть Ливонии и основал там город-крепость Санкт-Петербург, Карлу XII не спалось и не елось, он решил захватить Москву, подойдя к ней через Малороссию - Полтаву, Харьков, Белгород. Принять это решение помог ему гетман Мазепа, у которого были с Московией свои счеты. Он пообещал шведскому королю 50 тысяч козацкого войска, продовольствие, зимовку и поддержку казачества. Но казачество Мазепу не поддержало, ему удалось привести к шведам только 10 тысяч казаков, которые тут же стали разбегаться, и на момент Полтавской битвы их осталось около 2 тысяч. Шведский король считал их ненадежными и даже побоялся использовать в сражении. А Петр I вернул из ссылки полковника Семена Палия, пользовавшегося огромным авторитетом среди козаков и в свое время обвиненного в предательстве по доносу Мазепы, этим заручился поддержкой козаков. 30 апреля 1709 г. началась осада Полтавы. Ее защищали 4,2 тыс. солдат, 2 тыс. казаков и 2,6 тыс. вооруженных горожан, и с мая по конец июня город выдержал 20 штурмов! В конце мая к городу подошли основные силы русской армии Петра, а 16 июня он принял решение о генеральном сражении под Полтавой. Началась подготовка - армия Петра расположилась в 5 километрах от Полтавы у деревни Яковцы, где немедленно началось строительство редутов.

Масштабы битвы впечатляют: с шведской стороны было 37 тыс. солдат в т. ч. около 9 тыс. конницы и 41 орудие, из которых фактически стреляли только 4 (все снаряды были израсходованы во время осады Полтавы). А с российской стороны было задействовано 25 тыс. пехотинцев, 9 тыс. конных подразделений солдат и казаков и 73 орудия. Не все солдаты с обеих сторон принимали участие в битве, даже находясь на поле сражения. 27 июня состоялось решающее сражение, о ходе которого можно прочесть много и из разных источников, думаю историки написали об этом лучше меня. Исход сражения таков: шведы потеряли 11 тыс. солдат, русская армия 1345 убитыми и 3290 ранеными, здесь под Полтавой шведская армия потеряла свою силу и могущество, а для Петра I наступил решающий перелом в Северной войне - это был залог будущей победы над шведами.

Обо всем этом рассказал нам в Музее Полтавской битвы симпатичный молодой экскурсовод Костя, проводя нас по залам, заполненным потрясающими раритетами - амуницией, оружием, одеждой, предметами обихода и т. д. тех дней. Портреты узнаваемых исторических личностей, в огромном круглом зале панорама Полтавской битвы, все интересно. Рядом с музеем находится братская могила погибших в бою солдат и офицеров. По преданию Петр I на следующий день после битвы на этом месте приказал похоронить всех 1345 погибших, и после панихиды сам собственноручно установил на ней деревянный крест. Позже крест был заменен на железный, затем в конце 19 века на гранитный, а в 1909 году к 200-летию Полтавской битвы был отреставрирован могильный курган, укреплен фундамент и установлен новый гранитный крест. Рядом с курганом была построена небольшая могильная церковь св. Петра и Павла. Церковь закрыта для посещения, т. к. в 30-е годы ее постигла типичная участь - здесь был склад горюче-смазочных материалов. Погибли росписи, начали разрушаться стены, правда в послевоенные годы она несколько раз ремонтировалась, но для публики пока закрыта. А жаль - смотрится она красиво и трогательно... Экскурсовод Костя немного замучен нашими вопросами, похоже, он не ожидал такого напора и внимания, чуть устал, но стойко держит удар нашей любознательности. Расстаемся почти друзьями.

Спектакль

Вечер, ради которого мы сюда приехали, вечер, которого так ждали и так боялись, все-таки наступил. Мы в театре, уже прошла генеральная репетиция с накладками, криками режиссера, истериками актрис и т.д. Страшно… Волнуемся ужасно, но спектакль идет спокойно, как надо. Сцена с вечорницами, монологи Маруси (Ира Лукшина), сцена казни - все так пронзительно, ведь мы хорошо знаем то, про что играем. Ира Лукшина, талантливая девушка, сыграла Марусю изумительно точно и проникновенно! В зале аншлаг, публика рыдала и плакала, и к концу спектакля стало понятно - успех! Успех главного режиссера Николая Решетняка, успех директора театра "Эней" Ларисы Билан, успех руководителя Украинской народной капеллы - нашей Виктории Скопенко. И, в конце концов, это успех каждого хориста - участника спектакля, ведь для большинства из нас это был первый актерский опыт.

Много поздравлений после спектакля от организаторов фестиваля, от администрации города и от коллег - хористов и актеров других коллективов. Вечер, скромный банкет в гостинице - очень устали! и вот уже прохладное туманное утро напоминает: пора домой в Москву, в Москву! Наши друзья из областного театра как всегда любезно прислали свой автобус, прощальное дефиле вокруг Круглой площади, и через пять минут мы на вокзале. Песни над перроном не смолкали до самого отхода поезда: пели мы, пели полтавчане, пели все вместе. Нежно прощаемся с полтавскими друзьями, увозя в сердце как подарок гостеприимство, интеллигентность и доброжелательность полтавчан, договариваемся о новых встречах и верим - так и будет!

Татьяна Сафонова, сопрано, Полтава, апрель 2010 года

Назад на "ГАСТРОЛИ"