Если изображения не видно, обновите страницу
И Ю Н Ь    Поздравляем с Юбилеями - уважаемого, яркого, талантливого хориста, солиста, артиста, чтеца, дорогого и любимого Геннадия Новосёлу и наших талантливых, уважаемых капеллисток Надежду Сироткину и Еву Кос!!!  Поздравляем с Днём Рождения замечательных участников Капеллы - Владимира Захарова, Любомиру Колодезную, Валентину Сухотину, Людмилу Скоромную, Наталью Хворостину, Надежду Башкатову, Михаила Локощенко, Нелли Давыдову, Татьяну Метелешко!!! Здоровья и благополучия!    Ч Е Р В Е НЬ

УСТАВ РОО "Культурно-просветительский центр украинцев в г.Москве" (РОО КПЦУМ).

Скачать...

Делимся нашими
Новостями в Сети

Новости РОО "КПЦУМ"

Стихи поэтов, погибших на ВОВ, они были молоды...

E-mail: kapelvita@mail.ru

На Репертуар

Лысенко Николай Витальевич (10 (22 нов.стиль) марта 1842, село Гриньки, Кременчугский уезд, Полтавская губерния, Малороссия (ныне Глобинский район Полтавская область, Украина) — 24 октября (6 ноября нов.стиль) 1912, Киев, Малороссия, Российская империя), украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора, основоположник национальной музыкальной школы и общественный деятель.

В 1864 году окончил университет в Киеве, в 1867—1869 годах прошёл курс Лейпцигской консерватории по классу фортепьяно и композиции; в 1874—1876 годах совершенствовался в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинские народные песни. В 1904 году на средства прогрессивной общественности открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу (с 1918 года — Высший музыкально-драматический институт его имени), где учились многие видные представители украинского искусства.

Как композитор был убеждённым последователем "Могучей кучки", претворял в своём творчестве реалистические принципы русской музыкальной школы на основе украинского фольклора. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы — "Рождественская ночь" (2-я редакция 1882, Харьков), "Утопленница" (1885, Харьков, на сюжет "Майской ночи" Н.В.Гоголя); оперетту "Черноморцы" (1872). Огромную популярность приобрела его опера "Наталка Полтавка" (1889, Одесса, по И.П.Котляревскому), построенная на обработках народных песен. Вершина оперного творчества Лысенко — героико-романтическая опера "Тарас Бульба" (1890, поставлена 1924, Харьков, по одноимённой повести Н.В.Гоголя). Беспощадной сатирой на царское самодержавие явилась опера "Энеида" (1911, Киев, по И.П.Котляревскому).

Творчество Николая Лысенко протекало в различных жанрах. Автор цикла "Музыка к "Кобзарю" Т.Г.Шевченко; многих романсов и песен на слова И. Франко, Л.Украинки, А.Олеся, М.Старицкого, Г.Гейне, А.Мицкевича, обработок народных песен, камерно-инструментальных произведений и исследований, посвященных украинской народной музыке. В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века "Херувимской" цикл: "Пречистая Дева, мать русского края" (1909), "Камо пойду от лица Твоего, Господи" (1909), "Дева днесь Пресущественного раждает", "Крестным древом"; в 1910 году на текст Тараса Шевченко был написан "Давидов псалом".

Наряду с композиторским творчеством всю жизнь занимался общественной деятельностью. Был активистом киевской "Громады", инициатором создания Украинского клуба. За "антигосударственную" работу до последних дней находился под надзором полиции.

Николай Лысенко умер 6 ноября 1912 года, внезапно от сердечного приступа. Проститься с композитором пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева. Николай Витальевич Лысенко похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Источники: Большая советская энциклопедия
http://www.c-cafe.ru/days/bio/31/014_31.php