Бepезoвский Максим Созонтович (1745-1777) - замечательный композитор православной
церковной музыки, родился 16 октября 1745 г. в г.Глухов, Черниговская губерния, Малороссия. Судьба его полна глубокого
трагизма. Воспитанник Киевской духовной академии, Березовский, по приезде в Петербург, был определен, благодаря своему
прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопписа. В то время, при дворе императрицы
Елисаветы, давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и
Березовский. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным
талантом (отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание.
В 1764 г. на 20-м году своей жизни, Березовский был послан в Италию, в знаменитую
болонскую академию, где занимался под руководством не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие
в этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние на развитие таланта композитора,
что не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем.
Дарование Максима Березовского и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии,
где композитор удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии
избрали Березовского своим почетным членом, а болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске
и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазы, для
театра в г.Ливорно, в гавани которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова; с ним Березовскоиу. и пришлось
позднее вернуться в Россию.
Оперы Максима Березовского имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и
знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по родине, он посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения.
Известный знаток церковной музыки о.Разумовский, в своей книге "Церковное пение в России " (Москва, 1867), указывает
на следующие из них: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу", "Милость и суд воспою тебе
Господи". "Причастный" и проч. Все эти произведения композитора отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном
отношении превосходны. Сочинения М.Березовского, присылавшиеся им из заграницы, были не только приняты и разучены, но
и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что его имя сделалось с тех пор известным всей России. Концерты Максима
Березовского разучивались всеми любителями церковного пения.
Но печальнейшее разочарование ждало композитора, когда он, в 1774 г., после 9-ти летнего
пребывания за границей, возвратился вместе с графом Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что
его блестящее дарование создаст ему соответствующее положение и глубоко ошибся в своих расчетах. Петербург кишел в то
время массою пришлых и зачастую бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собою клику, относившуюся
не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого
опасного соперника, который мог стать ей поперек пути.
По приезде в Петербург, Березовский был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим
высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один - князь Потемкин, обративший внимание на даровитого
композитора, и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал
основать в Кременчуге. В ожидании же обещанных благ, его определили в капеллу без всякой должности, так как все высшие
и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не ослабила, однако, творческой деятельности композитора, он продолжал
много и упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более для самого Максима Березовского, князь Потемкин,
как это нередко с ним случалось,
забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое
значение для композитора. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям& место или
хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие
неудачи, Максим Березовский в марте 1777 года заболел горячкою, и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством,
перерезав себе горло, он скончался 22 марта того же года.
Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем, является представителем нового
направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то
время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, ни мало не
заботясь не только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этим-то строгим
соответствием музыки и текста и замечательны произведения Березовского, им же объясняется и то умилительное впечатление, какое
производит его музыка. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи - соединения простоты и изящества.
Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих
любителей, только два сочинения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы придворною капеллою, это: "Верую"
и классический концерт "Не отвержи мене во время старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных
хоров, и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Березовского, кроме двух поименованных, наибольшею
известностью пользуются еще семнадцать концертов.
Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова, "Очерк истории музыки в России" (приложение к
"Руководству к изучению музыки" Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона,
1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в России" (Москва, 1867); Н.А. Лебедева, "Березовский и Бортнянский,
как композиторы церковного пения" (Спб., 1882); Л. Саккети, "Очерк всеобщей истории музыки" (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко);
Стаффорда, "История музыки" в переводе Е. Воронова, (Спб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens"
(Париж, 1860).
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/berezovski_ms.html |