Если изображения не видно, обновите страницу
А В Г У С Т    Поздравляем с Юбилеями - уважаемого капеллиста, дорогого нашего баса Николая Демьяновича Корниенко и нашу талантливую солистку Юлианну Дуба!!!   Поздравляем с Днём Рождения наших замечательных участников Капеллы - Елену Кузьмину, Ивана Калюту, Людмилу Сильнягину!!! Здоровья и благополучия!    С Е Р П Е Н Ь

Сообщения для УНХК

2 августа 2020

Поздравляем с ЮБИЛЕЕМ
Николая Демьяновича Корниенко!

Подробнее...

АВГУСТ! Репетиции - следите за дополнительной информацией.

Повышаем мастерство -
ОСНОВЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ.

Подробнее...

Приглашаем в Салон

Ждите СООБЩЕНИЙ!

Украинский
Музыкальный
Салон в Москве

Афиша, история...

Рассказы о Салонах

Салон 28.01.2020

СостоялосЬ

8 февраля 2020

Выездная репетиция (г.Коломна)! (Воспоминания, из самоизоляции).

Подробнее...

18 января 2020

УНХК Москвы на VI Фестивале - Рождественские песнопения разных народов "WESOLO SPIEWAJMY, CHWALE BOGU DAJMY" в Римско-католическом Кафедральном cоборе Непорочного зачатия
Пресв. Девы Марии.

Подробнее...

11 января 2020

НКЦУ. Рождественский вечер в День рождения УНХК "Песня - наша любовь!.

Подробнее...

18 ноября 2019

НКЦУ. Открытая репетиция постановки С.Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем" (С.Осипова)

Подробнее...

1-4 ноября 2019

УНХК на XV Юбилейных днях Украинской культуры в Тюменской обл.

УСТАВ РОО "Культурно-просветительский центр украинцев в г.Москве" (РОО КПЦУМ).

Скачать...

2020 - УНХК поздравляют!

Делимся нашими
Новостями в Сети

Новости РОО "КПЦУМ"

16 июля 2019

Решение очередного заседания Совета РОО "КПЦУМ"

Статья "ОУМ-РООУМ-КПЦУМ".

Официальная Хроника

НеОфициальная Хроника

Иван Волынский - "Лирические
стихи
"

Читать...

Визитная карточка УНХК

Набор в УНХК Москвы...

Слова, ноты песен

Памяти товарищей...

Рассказы о родных, воевавших на войне.

Подробнее...

Стихи поэтов,павших на войне

Подробнее...

Наши Друзья

Национальный Культурный центр Украины в Москве

Хоровая жизнь Москвы

Контакты

E-mail: kapelvita@mail.ru

На Репертуар

Бepезoвский Максим Созонтович (1745-1777) - замечательный композитор православной церковной музыки, родился 16 октября 1745 г. в г.Глухов, Черниговская губерния, Малороссия. Судьба его полна глубокого трагизма. Воспитанник Киевской духовной академии, Березовский, по приезде в Петербург, был определен, благодаря своему прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопписа. В то время, при дворе императрицы Елисаветы, давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и Березовский. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание.

В 1764 г. на 20-м году своей жизни, Березовский был послан в Италию, в знаменитую болонскую академию, где занимался под руководством не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие в этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние на развитие таланта композитора, что не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем.

Дарование Максима Березовского и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии, где композитор удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали Березовского своим почетным членом, а болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазы, для театра в г.Ливорно, в гавани которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова; с ним Березовскоиу. и пришлось позднее вернуться в Россию.

Оперы Максима Березовского имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по родине, он посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Известный знаток церковной музыки о.Разумовский, в своей книге "Церковное пение в России " (Москва, 1867), указывает на следующие из них: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу", "Милость и суд воспою тебе Господи". "Причастный" и проч. Все эти произведения композитора отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Сочинения М.Березовского, присылавшиеся им из заграницы, были не только приняты и разучены, но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что его имя сделалось с тех пор известным всей России. Концерты Максима Березовского разучивались всеми любителями церковного пения.

Но печальнейшее разочарование ждало композитора, когда он, в 1774 г., после 9-ти летнего пребывания за границей, возвратился вместе с графом Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его блестящее дарование создаст ему соответствующее положение и глубоко ошибся в своих расчетах. Петербург кишел в то время массою пришлых и зачастую бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собою клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника, который мог стать ей поперек пути.

По приезде в Петербург, Березовский был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один - князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора, и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же обещанных благ, его определили в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не ослабила, однако, творческой деятельности композитора, он продолжал много и упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более для самого Максима Березовского, князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое значение для композитора. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям& место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Максим Березовский в марте 1777 года заболел горячкою, и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло, он скончался 22 марта того же года.

Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем, является представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, ни мало не заботясь не только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этим-то строгим соответствием музыки и текста и замечательны произведения Березовского, им же объясняется и то умилительное впечатление, какое производит его музыка. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи - соединения простоты и изящества.

Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два сочинения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы придворною капеллою, это: "Верую" и классический концерт "Не отвержи мене во время старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных хоров, и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Березовского, кроме двух поименованных, наибольшею известностью пользуются еще семнадцать концертов.

Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова, "Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению музыки" Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в России" (Москва, 1867); Н.А. Лебедева, "Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения" (Спб., 1882); Л. Саккети, "Очерк всеобщей истории музыки" (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко); Стаффорда, "История музыки" в переводе Е. Воронова, (Спб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens" (Париж, 1860).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/berezovski_ms.html