Сам Центр расположен на нескольких уровнях, передвигаясь по которым (по винтовым лестницам и сложным переходам) получаешь полное впечатление, что как будто бы всё это Форт Боярд. А начинается путешествие по Центру таинственно и неожиданно: в зале, где мы собрались послушать директора, после его речи вдруг разверзается пол, в темноте преисподней угадывается лестница, по которой спускаться вниз, в общем-то, было страшновато. Но всё обошлось. Нам показали владения Центра, мастерские и образцы сувенирной продукции.
Ну прямо феодализм какой-то: натуральное хозяйство. Даже чернила и бумагу они делают сами!
В парке Кадриорг посетили дворец Петра I и, конечно же, спели на уникальном Певческом поле, где во время хорового фестиваля выступает хор, состоящий из тысячи (!) участников.
В Таллине любят и ценят хоровое пение.
На автобусе, который нас возил и в Италию, с теми же виртуозными водителями Яном и Игорем едем в Ригу.
Прекрасная космополитическая Рига всегда ослепляла своим великолепием. И никуда не денешься: здесь более трёхсот зданий, построенных в начале ХХ века в стиле модерн, который здесь называется югендстиль. Рига держит первое место в мире по количеству таких зданий. Многие из них построил архитектор Михаил Эйзенштейн - отец известного отечественного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна.
В 1900-х семья переехала сюда из Германии. Но, как говорится, и вёрст и веков пролетело немало. После присоединения Прибалтики к СССР поставили памятник Ленину. Снесли Ленина после новой независимости Латвии и переименовали его улицу в проспект Свободы (и правильно сделали). А вот памятник латышским стрелкам оставили и там же устроили музей оккупации (а вот это зря!)
А старая Рига по-прежнему очаровывает Домским собором, Пороховой башней, собором Петра и знаменитым каналом, отделяющим старый город от нового. Над каналом нависают ветви ив, а с моря прилетают чайки. Они совершенно не боятся людей и запросто приземляются рядом с вами, ожидая от вас небольшого материального подкрепления.
В Риге мы пели в Академической библиотеке и, как нам показалось, всем наше пение понравилось. А "под занавес" поехали в Колотиловку. Даже затрудняюсь сказать, что это такое. Пожалуй, усадьба. У въезда нас встретил радушный хозяин Микола Колотило. Он нас щедро накормил и напоил хреновым квасом (кстати, квас отличный и делается из хрена). Уха и шашлык вне всяких дискуссий.
Культурная программа началась с домика Бабы-Яги на курьих ножках, куда надо было забираться по лестнице. Внутреннее помещение и экспозицию правильнее было бы назвать "комнатой смеха". Смеха было много, а у некоторых дам он даже доходил до истерики.
Другим интересным экспонатом был огромный деревянно-металлический Троянский конь, символизирующий зыбкость и несостоятельность всех политических сентенций и заверений. В коня можно было войти в дверь, расположенную в районе заднего прохода и потом выйти на смотровую площадку
с изумительным видом на близлежащие окрестности. Вот так всё и в политике: вход в неё вполне конкретный, ну а потом красивые безбрежные дали и горизонты с неплохой зарплатой.
Хорошая сауна отмыла от нахлынувших аллегорий и завершила культурную программу. А далее вперёд - в Литву.
Вильнюс был нашей последней столицей прибалтийских республик. Прекрасный город в стиле барокко с Кафедральным собором, собором Петра и Павла и единственным (но неповторимым!) собором Св. Анны. Про него Наполеон сказал : "Поставить бы его на ладонь, да перенести в Париж!"
Ну да мало ли чего хочется. Соизмерять надо желания и возможности.
В Вильнюсе нас радушно встретило местное украинское землячество в Музее театра, музыки и кино. Пели с большим воодушевлением, несмотря на холодную погоду. (Вход в зал, где мы выступали, был прямо с внутреннего дворика музея.) Особый успех имели песни на слова Великого кобзаря Шевченко, которому и было посвящено всё мероприятие.
И на этой мажорной ноте я завершаю своё повествование и всех приглашаю на наши выступления - в Москве и где подальше.
Ведь искусство, дружба и взаимопонимание границ не имеют.
Не правда ли?
Ваш, Владимир Симбирский, бас, ноябрь 2014 г. |